Хотя договоренность о прекращении огня на востоке Украины была достигнута, однако, судя по дальнейшим сообщениям СМИ, настоящий мир наступит нескоро. Так, в ночь на субботу, 6 сентября, на окраинах украинского портового города Мариуполь раздавались взрывы и стрельба из автоматического оружия. Между тем, мировые СМИ пишут о том, что режим прекращение огня- триумф Владимира Путина.
Украинский политический обозреватель Юрий Райхель убежден в том, что Москва не заинтересована в замораживание конфликта. Он считает, что Россия не может переварить Крым, а тут еще Донбасс. «Ведь расходы на содержание Донбасса во много раз большие, чем на поддержку Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии и даже Армении с Нагорным Карабахом вместе взятых», — говорит он.
В интервью Minval.az эксперт дал оценку последним событиям и рассказал о том, ведет ли нынешнее перемирие к миру.
— Многие расценивают подписание трехсторонней группой в Минске протокола о прекращении огня в Донбассе фактической капитуляцией президента Порошенко. Считаете ли вы, что при сложившихся условиях президент Порошенко действует верно?
— Создалась ситуация определенного динамического равновесия. К концу августа стало ясно, что военные перспективы сепаратистов в Донбассе весьма призрачны. Они были разделены, а после перехода части Иловайска под контроль украинских силовиков положение Донецка и Горловки стало совсем плачевным. Речь шла об их полном разгроме через две-три недели.
После заседания в Минске глав Таможенного союза, еврокомиссаров и украинского президента в Кремле поняли, что Киев сдаваться не собирается. Тогда и началось российское вторжение. Надо сказать, что к такому повороту в Украине не были готовы. В первую очередь силовики. Пришлось отступать. Причин тут достаточно много и они сейчас тщательно анализируются. В частности, работает комиссия, которая должна дать ответ о причинах поражения под Иловайском.
Накануне саммита НАТО в Уэльсе Путин решил показать, что он не намерен отступать и готов к дальнейшему расширению конфликта. На наш взгляд, это стало его стратегической и дипломатической ошибкой, так как сплотила НАТО. Не оправдались расчеты Москвы и на оппозицию внутри НАТО в лице пророссийских стран. Как, например, Чехии, Словакии, Венгрии и Италии. Существенное изменение позиции последней в сторону поддержки Украины стало крайне неприятным сюрпризом для Москвы. Интересно, что Финляндия, хоть и не член НАТО, поддержала санкции против России. А ведь она имеет очень тесные экономические связи с Россией.
С военной точки зрения украинской армии необходима была передышка. В первую очередь для организации обороны Мариуполя. Так что президент Порошенко действовал правильно. Хотя и не без проблем. В первую очередь внутриполитического характера. Но в условиях разворачивающейся предвыборной кампании тема так называемого предательства будет использоваться его оппонентами.
— Соблюдение режима прекращения огня в Донбассе было нарушено спустя несколько часов. Какие силы были заинтересованы в нарушение режима прекращения огня? И какие цели они преследуют?
— По опыту прошлого было понятно, что стойким прекращение огня не будет. Во-первых, сепаратисты неоднородны и не все полевые командиры признают власть так называемых «ЛНР» и «ДНР». Так что инциденты будут, и никто в этом отношении иллюзий не питает. К тому же уже известны факты выяснения отношений между командирами сепаратистов и российскими офицерами вплоть до применения оружия. Часть полевых командиров самые настоящие псы войны. Они хотят на войне нажиться, поэтому им прекращение огня совершенно не нужно. Оно не входит в их планы и намерения.
Во-вторых, в определенном отношении Москве хотелось бы сорвать прекращение огня, обвинив в этом Киев и тем самым получить предлог для дальнейшей агрессии.
В-третьих, текст протокола не содержит обязательств Киева признать конфедеративный статус Донбасса. В нем говорится только о временном особом управлении. К тому же нужно будет принять соответствующий закон. Сделать это сможет только новый созыв парламента, в лучшем случае такое возможно не ранее второй половины декабря. Москву это не устраивает, отсюда провокации с целью давления на Киев.
— Смотрите, но прекращение огня может означать просто передышку для самих сепаратистов. Они вполне могут заняться укреплением своих позиций. То есть у них появляется отличная возможность полностью переформироваться. Существует ли, по-вашему мнению, такая опасность?
— Да, такая опасность существует, но ведь и украинские силовики будут заниматься тем же. И еще неизвестно кто преуспеет больше. Сепаратистам особо перегруппировываться нечем. Их людские резервы полностью исчерпаны были еще в начале августа. Можно говорить о перегруппировке российских войск. Но здесь возникают внутрироссийские проблемы, которые дальше будут только нарастать. Так что время играет против Путина, и он после саммита в Уэльсе, наконец, начал это понимать. Можно надувать щеки и грозить Западу, но экономический блок в российской власти прекрасно понимает, к чему агрессия привела и очень скоро приведет.
— На постсоветском пространстве существует несколько замороженных конфликтов: в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. По сути, сегодня на Восточной Украине может возникнуть новый замороженный конфликт. Понимает ли официальный Киев, что замороженный конфликт создаст тупиковую ситуацию и Украина, вместе с Грузией, Азербайджаном, Молдовой повиснет на крючке у Кремля?
— Некоторое замораживание конфликта возможно. Но я думаю, что Москва в этом не заинтересована. Она не может переварить Крым, а тут еще Донбасс. Бросить его она не может, поднять тоже. Ведь расходы на содержание Донбасса во много раз большие, чем на поддержку Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии и даже Армении с Нагорным Карабахом вместе взятых. Такую ношу Москва взять на себя на долгое время не может. На несколько месяцев, возможно, но не на годы.
Второе важное обстоятельство. Замораживание конфликта имеет и обратную сторону. В Украине еще больше усилятся прозападные настроения и тем самым сотрудничество с ЕС и НАТО расширится. Даже без формального вступления в Альянс. Москве совсем это не улыбается. Тем более укрепившаяся Украина и ее армия со временем станет серьезным военно-политическим фактором в Азово-Черноморском регионе и очевидным антироссийским влиянием в регионе Южного Кавказа.
В этом смысле Москве гораздо выгодней найти какое-то решение конфликта. Появились сообщения, пока не подтвержденные, что Владислав Сурков приезжал в Киев для переговоров с президентом Порошенко. Если это так, то стороны начали активный поиск компромисса.
— Надо ли опасаться того, что с возникновением замороженного конфликта часть украинского общества отвернется от Европы? Я уже сейчас замечаю, как многие украинцы говорят о «предательстве» Запада, о его договоренностях с Москвой, потому что ни Европа, ни США не стали оказывать им военную помощь в конфликте. Да и саммит НАТО в Уэльсе показал, что в итоге в конфликте с Россией Украина остается предоставленной самой себе.
— Навряд ли это примет широкий масштаб. Некоторое разочарование Западом есть, но в основном, оно касается военной помощи. При этом в обществе преобладают настроения, что надеяться нужно только на себя. В целом ждут не столько помощи от Запада, сколько радикальных внутренних реформ. Представляется, что затягивание процесса их проведения является гораздо большей опасностью для рейтинга президента Порошенко и его партии, в частности, на парламентских выборах, чем сдвиг в сторону от Европы.
Давно известно, помогать начнут тогда, когда обозначится победа. Так было и так будет. В Украине это прекрасно понимают.
Эмиль Мустафаев










