«ЕврАктив» пишет, что проект газопровода «Южный поток», призванного транспортировать российский газ в Европу мимо Украины, возможно, стал нежизнеспособным после саммита ЕС, лидеры которого договорились, что им нужно увеличивать энергетическую независимость от России.
«Итальянский нефтяной гигант ENI — один из главных партнёров по проекту — выражает сомнения по его поводу, а владелец компании, которая объявлена победителем тендера на прокладку болгарского участка трубы, попал в чёрные списки США. Геннадий Тимченко — среди тех, чьи активы заблокированы решением американцев, и это, вероятно, не даст его компании «Стройтрансгаз» (63 процентами акций которой, как сообщается, он владеет) вести дела на территории ЕС. А значит, среди прочего, и строить газопровод. Правда, европейцы в свой вариант санкционного листа его не внесли.
Общая стоимость проекта оценивается в 17 миллиардов евро, болгарского участка — в 3,5 миллиарда.
Министр энергетики Болгарии Драгомир Стойнев, впрочем, опроверг сообщения о том, что «Стройтрансгаз» выиграл тендер: в субботу болгарская газета «Стандарт» привела его слова о том, что он не знает имени победителя. Оно должно было стать достоянием общественности в пятницу, но заявление перенесли — без объяснения причин — на эту неделю. Заявки подали 11 фирм.
Строительство наземного участка трубы, которая выходит на берег — кстати, на территорию Евросоюза — около Варны, планировалось начать в июне. Глава «Газпрома» Алексей Миллер обещал, что поставки газа начнутся в декабре 2015 года. Правящий кабинет меньшинства, в котором главную роль играют социалисты, делает хорошую мину и по-прежнему надеется на «Южный поток». В его пользу, находясь у власти, выступал и лидер нынешней оппозиции — правоцентристской партии ГЕРБ — Бойко Борисов.
Но ещё до того, как Европа объявила о введении санкций, гендиректор итальянской энергетической компании ENI (ключевого акционера «Южного потока» наряду с «Газпромом», французской EDF и немецкой Wintershall) Паоло Скарони назвал будущее проекта «довольно туманным». По его словам, украинский кризис грозит нарушить ход получения разрешений — в Европе это весьма сложный процесс.
В начале марта «Газпром» назвал итальянскую Saipem участником прокладки первого морского сегмента трубопровода. Но в пятницу президент Европейского Совета Герман ван Ромпей объявил о намерении ЕС сокращать энергозависимость — «в особенности от России» — путём сокращения спроса на энергию, диверсификации поставщиков и использования собственных источников (в частности, возобновляемых). Конкретно про «Южный поток» он ничего не сказал — однако, как недавно заметил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, после крымского кризиса Брюссель больше не склонен выступать посредником в юридическом споре между шестью государствами ЕС, участвующими в проекте, и Сербией — кандидатом в члены союза. Без поддержки со стороны Брюсселя эти страны стоят перед выбором: продолжать участие в проекте и столкнуться с санкциями за нарушение законов ЕС, либо получить иски от России за неисполнение обязательств по подписанным уже контрактам.
Источники в ЕС рассказали «ЕврАктиву», что считают «Южный поток» «не тем проектом, в который можно было бы безопасно инвестировать», а «Дэйли Телеграф» приводит слова собственных источников в Брюсселе: «Проект мёртв».










