Известное заявление президента Армении Сержа Саргсяна о готовности официального Еревана войти в состав Таможенного Союза изменило расстановку сил в регионе Южного Кавказа, в том числе, и по линии «Баку-Москва» и «Баку-Ереван». Об этом в комментарии minval.az заявил политический аналитик, главный редактор Информационно-аналитического агентства «3rd View» Рауф Раджабов:
«Совершив визит в Баку, президент России Владимир Путин продемонстрировал «теплые» взаимоотношения с И.Алиевым. Более того, В.Путин демонстративно не посетил Ереван, а пригласил С.Саргсяна в Москву, где и было заявлено о присоединении Армении к Таможенному Союзу со всеми вытекающими негативными последствиями для Армении и Азербайджана. Хотя, после известных заявлений президентов Беларуси и Казахстана вхождение Армении в Таможенный Союз не является свершившимся фактом.
Де-факто потеря Арменией своего политического и экономического суверенитета во внешней политике значительно увеличило возможности Кремля в регионе Южного Кавказа, в том числе и в вопросе политического урегулирования Карабахского конфликта», — заявил политолог.
Эксперт предположил, что до конца текущего года Кремль окажет политическое давление и на официальный Баку с целью вхождения Азербайджана в Таможенный Союз и Евразийский Экономический Союз.
«Кремль уверен, что оставшийся в одиночестве официальный Баку, являющийся ключевым государством Кавказа, не пойдет против России.
С одной стороны, в настоящее время не наблюдается активизации МГ ОБСЕ на фоне инспирированного Кремлем «провала» российской инициативы по разрешению Карабахского конфликта в рамках трехстороннего формата президентов Азербайджана, Армении и России. Закономерно, что после многократных встреч президентов Азербайджана, Армении и России официальный Баку и официальный Ереван еще больше отдалились от поиска компромиссных решений в процессе мирного урегулирования Карабахского конфликта под эгидой МГ ОБСЕ, т.к. российский формат решения конфликта ведет к потере суверенитета двумя Южно-Кавказскими странами.
Поэтому Кремль решил дождаться итогов Вильнюсского саммита, и сфокусировался на экономическом давлении на Украину и Молдову»,- отметил Раджабов.
По мнению собеседника агентства, символично, что в ходе избирательной кампании кандидат в президенты, депутат Милли Меджлиса Азербайджана Гудрат Гасангулиев озвучил условия вступления Азербайджана в Таможенный Союз и Евразийский Экономический Союз.
Эксперт напомнил, о том, что Гасангулиев заявлял, что если Россия разрешит Карабахский конфликт в рамках территориальной целостности Азербайджана, то официальный Баку положительно рассмотрит вопрос вступления Азербайджана в Таможенный Союз и Евразийский Экономический Союз.
Однако, эксперт уверен, что Кремль не станет выполнять эти условия, т.к. официальная Москва намерена до конца 2013 года вовлечь в Таможенный Союз Азербайджан, Армению, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан, Украину, Грузию и Молдову, а в 2014 году инициировать создание Евразийского Экономического Союза.
По мнению аналитика, российская политика направлена на значительное уменьшение суверенитета постсоветских стран, а не их усиление.
«Официальная Москва в текущем году использовала в отношении официального Еревана т.н. «газовое оружие». Так, Кремль с целью удержания Армении в орбите своих геополитических интересов де-факто предъявил ультиматум официальному Еревану о переходе к имперским принципам формирования цены за поставляемый российский газ. И так как взаимозависимый процесс стагнации армянской экономики и миграции армян в Россию способен привести к ухудшению внутриполитической ситуации в Армении со всеми вытекающими негативными последствиями для действующего президента страны С.Саргсяна, официальный Ереван уступил Кремлю. Но, вынужденное согласие армянского президента войти в Таможенный Союз и Евразийский Экономический Союз не способствуют разрешению Карабахского конфликта.
Можно констатировать, что Кремль не имеет реальных военно-политических и экономических рычагов влияния на официальный Баку. Более того, Украина, Грузия и Молдова, при поддержке со стороны ЕС, США и НАТО, в состоянии выдержать российский прессинг, что позволит и официальному Баку сохранить свой политический суверенитет», – отметил Раджабов.
По мнению азербайджанского аналитика, потенциал мирного разрешения Карабахского конфликта все же имеется.
«Я убежден в том, что азербайджанская при участии армянской стороны должна предложить новые подходы в решении Карабахского конфликта. К примеру, прагматичный подход я вижу в экономической модели решения проблемы. В 2007 году президент Азербайджана издал распоряжение о создании свободных экономических зон (СЭЗ). На мой взгляд, имеет смысл начать эту работу именно с Карабаха: вернуть азербайджанскую общину, армянские вооруженные формирования преобразовать во внутренние войска и создать Свободную экономическую зону. Это и станет промежуточным статусом для Нагорного Карабаха, позволяющим в новых экономических условиях налаживать взаимоотношения двух народов»,- предложил аналитик.
В то же время, Раджабов считает целесообразным полноценное участие ЕС в процессе разрешения Карабахского конфликта.
Он напомнил, что член ЕС Франция является сопредседателем МГ ОБСЕ и, будучи страной, играющей важную роль в ЕС, официальный Париж исходит из его политики нового соседства и реализации Программы «Восточного партнерства», направленной на налаживание нормального партнерства со всеми странами региона, а урегулирование по-европейски – многолетний и фундаментальный процесс, главный принцип которого — «не навреди».
«К сожалению, растягивание во времени решение конфликта как раз-то и может навредить, поскольку Южный Кавказ – это несколько отличное от Европы. Именно поэтому посредники так активно пытаются вовлечь Армению в региональные интеграционные процессы. Они не случайно называли 2011-2012 годы «окном возможностей» в урегулировании, понимая, что дальше все будет сложнее.
Вместе с тем, пришло время для того, чтобы Азербайджан и Армения перестали ожидать предложений от сопредседателей МГ ОБСЕ, а сами предлагали собственное видение путей решения конфликта. В противном случае, мы можем до бесконечности слушать противоречивые заявления сопредседателей МГ ОБСЕ.
Мое общение с армянскими аналитиками, экспертами, политологами и учеными показывает, что представители гражданского общества и не только искренне желают разрешения Карабахского конфликта. Более того, в Армении появились новые силы, настроенные на европейскую интеграцию, исповедующие общечеловеческие ценности, и этот фактор надо использовать как точку соприкосновения, позицию, которая объединяет, а не разъединяет армянский и азербайджанский народы. А что касается Нагорного Карабаха, то Азербайджану надо предлагать Карабаху конкретные проекты. Иными словами, надо прагматично подходить к поиску решений и меньше опираться на эмоции», — резюмировал азербайджанский аналитик.
Тамара Тагизаде









