Во время последнего моего интервью с Председателем Союза Детей Азербайджана Кямалей Агазаде, вот уже в который раз была поднята тема отсутствия достаточного количества социальных работников в Азербайджане.
Для того, чтобы раскрыть эту тему, нужно, прежде всего, раскрыть суть емкого понятия социальный работник. Кто-то думает, что это обычный человек, который может сменить памперс больному, прибрать в квартире и сходить за продуктами. Но это не совсем так.
На самом деле спектр социального работника довольно широкий: эти люди организуют материально-бытовую помощь и оказывают морально-правовую поддержку граждан, нуждающихся в социальных услугах, — инвалидам, одиноким престарелым людям, одиноким матерям, многодетным семьям, детям-сиротам, беженцам, а также пострадавшим в результате природных, экологических, техногенных и т.д. катастроф, находящихся в состоянии психической депрессии. Они выявляют круг нуждающихся лиц, определяют характер и объем необходимой помощи, координируют усилия различных государственных и общественных структур, разрабатывают программу реабилитационных мероприятий, добиваются принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях, консультируют по вопросам социальной защиты. Так же они стремятся максимально приблизить образ жизни своих подопечных к обычным для здоровых и благополучных людей условиям и нормам.
Социальные работники содействуют госпитализации в лечебные учреждения, принятию на обслуживание нестационарными и стационарными учреждениями органов социальной защиты населения, консультируют по вопросам получения льгот и преимуществ, проводят работу в неблагополучных семьях и оформляют необходимые документы. Далее: социальный работник может выполнять технические функции: покупку и доставку продуктов, лекарств, оказание доврачебной помощи (измерение температуры, давления). И, наконец, социальный работник проводит профилактические и воспитательные беседы, наблюдает за жизнью и бытом своих подопечных.
Главными показателями социального работника должны быть следующие пункты: честность, порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, бескорыстие, зачастую самоотверженность, умение понять, помочь, принять безоценочно проблемы другого человека, сочувствие, добросовестность, ответственность, выдержка, самообладание, аналитические способности, умение принимать решение и сформировать план действий, организаторские и прогностические способности, практическая направленность мышления, социальная интуиция и интеллект, компетентность в социально-правовых и психолого-педагогических вопросах, в области экономики, социологии, занятости населения, этики, нравственно-гуманитарных знаний.
Тема социальных работников в Азербайджане актуальная еще и потому, что об их существовании на самом деле очень мало кто слышал.
В 2011 году «Законопроект «О социальной службе» был вынесен на обсуждение на кафедре социальной службы Бакинского государственного университета с участием депутатов Милли Меджлиса». Данном Законом были определены категории граждан, нуждающихся в социальной помощи, виды социальной помощи (дома, в государственных стационарных учреждениях, в частных учреждениях).
По информации СМИ, государство оказывает социально-бытовые услуги почти 12 тыс. одиноким пожилым и инвалидам в Азербайджане. Социальные работники Министерства труда и социальной защиты Азербайджана оказывают в настоящее время социально-бытовые услуги на дому 11, 901 тыс. одиноким пожилым гражданам и инвалидам, сообщает пресс-служба министерства.
Социальные работники, минимум, два раза в неделю оказывают одиноким пожилым гражданам и инвалидам помощь по уборке квартиры, покупке необходимых продуктов, промышленных и хозяйственных товаров и т.д.
Действительно, в каждом районе города созданы филиалы соцпомощи, в которых существует штат работников, в частности, патронажных сестер, к которым можно обратиться в случае, если человек одинок, болен, недееспособен.
По информации, полученной от одного из сотрудников Министерства, к этому гражданину приходит комиссия, выявляющая уровень его беспомощности, наличие или отсутствие родственников, состояние жилища, и только после прохождения всех этих процедур к нему прикрепляют сотрудника, который работает по графику, а именно — 2 раза в неделю по 2 часа. За это сотрудники получают зарплату – 200 манатов в месяц. Иногда такие граждане определяются в Дом престарелых.
Тем не менее, глава Правозащитного Центра Азербайджана Эльдар Зейналов считает, что не все на самом деле так радужно и хорошо.
Я не думаю, что беспредел закончился, просто стали лучше маскироваться
— Дело в том, что такие службы существуют в Азербайджане давно. Лет 10 назад я устроил сильный скандал, когда расследовал принцип работы одной из этих служб. Дело в том, что в штате на должностях патронажных сестер были оформлены чьи-то тапшованные родственники, которые старикам вообще не помогали. То есть, практически весь штат состоял из так называемых «мертвых душ», которые «давали в лапу» своему начальству. Конечно же, скандал не то чтобы положил конец таким безобразиям, не думаю. Просто сотрудники таких организаций стали осторожнее. И потом, не стоит забывать, что пожилые люди одинокие люди – они в массе своей безответные. И если здоровый человек среднего возраста не всегда способен пройти бюрократические проволочки и достучаться до начальника того или иного ведомства, то как это сделать старому, больному и одинокому? Последний пункт наиболее печален, потому что если человек одинок, он идеальная жертва для всякого рода мошенников. Тех же самых соседей, ведь как вам известно, соседи бывают не только хорошими, но и плохими. Ничего не стоит обвести одинокого старого человека вокруг пальца, уговорить подписать документ на квартиру, к примеру. Или документ о получении адресной помощи. И если он подпишет, то это вовсе не означает, что адресная помощь до него дойдет. Несколько раз я выслушивал жалобы стариков, что к ним приходили люди из ЖЭУ, или из каких-то организаций, министерств, ведомств, и просили подписать документы на получение гуманитарной помощи. А на самом деле этим же бедным, доверчивым старикам невдомек, что гуманитарную помощь между собой уже «распилили» те же самые просители подписи!
Причины, поощряющие подобный беспредел: правовая неграмотность стариков и страх. Кстати, были случаи, когда те же патронажные сестры вымогали пенсионные деньги у своих подопечных. Омерзительно, но факт! Или еще: если люди, хоть и старые, живут вдвоем, то их не имеют права записывать как двух одиноких стариков. Человек одинок, когда рядом никого нет. А тут адресную помощь за одного из них кто-то кладет себе в карман. А теперь давайте вспомним сообщения местных СМИ, когда в закрытой квартире умирает пожилой человек, находясь в беспомощном состоянии. Вполне вероятен и такой исход. Кроме того, если человек одинокий и больной, кто будет проверять – от чего именно он умер? Умер – и все. А может быть, ему просто «помогли» умереть – кто знает. Кстати, в 90-е годы это было очень популярно – «отправлять в мир иной» стариков – из-за квартиры. Как я уже отметил выше – сейчас просто лучше маскируются, но проблема не искоренена. Если у старика есть хоть что-то, чем можно поживиться – квартира или какие-то социальные льготы – он моментально становится мишенью для негодяев.
Интересное новшество предложила и правозащитница Новелла Джафароглы:
— В принципе, я тоже мало верю в радужные цифры госотчетов. Да и если проследить информацию в газетах и по ТВ, то о существовании социальных работников в Азербайджан вообще никто никогда не говорит. Хотя, если рассматривать вопрос об их специфике в более широком разрезе, то я хочу отметить следующее: во всех странах мира существуют подобные службы при муниципалитетах. Туда можно обратиться, если ищешь человека, который может произвести уборку (или сделать ремонт), или патронажную сестру, или приходящую няню. Во всяком случае, в цивилизованном мире бывает именно так: часть денег, которые зарабатывают эти сотрудники – отчисляется в муниципалитет, а часть остается работнику. Лично я была бы очень рада если бы у нас разработали ту же систему. Люди, которых присылал бы по запросу граждан муниципалитет, были бы уже проверены, зарегистрированы в компьютерной базе, то есть, они не были бы первыми попавшимися, случайными и никому не известными персонажами, чьи услуги (те же самые) предлагаются по интернету.
По словам председателя Союза организаций людей с инвалидностью, зампреда Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты населения АР Давуда Рагимова, имеется несколько групп людей, которым социальные работники должны оказывать помощь — это беспомощные больные, не имеющие родственников, и одинокие пожилые люди. Для других групп не предусмотрено выделения социальных работников. И хотя в Азербайджане был принят закон «О социальной службе», в стране до сих пор не сформирован институт социального работника.
— Существует ограниченное число социальных работников. Возникают проблемы в области получения образования в этой сфере и дальнейшего трудоустройства специалистов. В Бакинском государственном университете готовят социальных работников, однако после завершения вуза они испытывают затруднения в поисках работы. Таким образом, до тех пор, пока проблема кадров в социальных службах не будет разрешена, «неотложке» придется реагировать на «не свои» вызовы, в то время, как их будут дожидаться действительно нуждающиеся во врачебной помощи люди. И если в больницу попадает бомж, ему помогают, но отправляют обратно на улицу
Кстати, комментарий представителя Центра общественного здравоохранения и реформ Министерства здравоохранения Набиля Сеидова тоже заставил призадуматься.
— Первая помощь любому человеку, пусть даже бездомному, в государственных и даже частных клиниках является бесплатной. И если в больницу попадает бомж, ему помогают, но отправляют обратно на улицу. Проблема в том, что в Азербайджане социальных работников внутри медицинских учреждений нет. А, тем не менее, за рубежом в каждом медучреждении работают соцработники. Если в больницу попадают жертвы домашнего насилия, пожилые, которых избили, бездомные, к ним сразу подключаются соцработники. А потому необходимость наличия социальных служб в стране сегодня актуальна как никогда.
Альтернативные варианты
Государством так же планировалось создание центров по предоставлению социальной помощи при местных представительствах международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.
Мы связались с сотрудниками Красного Креста Азербайджана и они рассказали нам о том, что в данный момент в их организации около миллиона зарегистрированных волонтеров, которые на добровольных началах помогают одиноким и больным гражданам. Но опять же работают по графику, а именно по несколько часов в день. И все пожертвования, которые собирает организация, идут на обеспечение этих граждан. Но к сотрудничеству с государством это никакого отношения не имеет.
В благотворительной еврейской организации Хесед-Гершон нам отказались давать какую-либо информацию по телефону, а предложили приехать лично. Честно говоря, непонятно, почему такая секретность, ведь подобная информация обязательно должна быть открытой для всех. Хотя в беседе по телефону все же было упомянуто о том, что в отличии от Красного Полумесяца, в Хеседе нет волонтеров, а приходящие на дом к заказчикам сотрудники получают зарплату в своей организации.
P.S. Существуют еще и социальные сети, где обычно всегда много информации и предложений на тему помощи и взаимопомощи. Но это – уже совсем друга история.
Яна Мадатова