Эта история совсем не про маленького мальчика, который водит детскую заржавевшую педальную машину на солнечном и пахнувшем нефтью бакинском бульваре в 80-х годах прошлого столетия. Это история, которая развивалась параллельно его жизни в Азербайджане.
Азербайджан 80-х годов — страна без забот, на лицах людей — настоящие улыбки. Это отчетливо видно в отсканированных старых фотографиях.
Но несмотря на кажущуюся безоблачность тех лет для мирного населения, после второй половины 80-х над Азербайджаном начинают сгущаться тучи.
Для осуществления коварных планов наших соседей по захвату азербайджанских земель наступил «звездный час». Так, в 1985-м году с приходом к власти М.Горбачева армяне приобрели в его лице заступника.
С 1987-го года в Армении начинается кампания по выдавливанию азербайджанцев.
К концу января 1988-го года в Кафанском районе не осталось ни одного азербайджанца. В ноябре – декабре 1988 года такой же участи подверглись азербайджанцы, живущие в других районах Армении.
Убийство в Карабахе двух азербайджанцев и вырубка всех лесов Топхана подлило масла в огонь конфликта, переросшего в плоскость вооруженного противостояния.
События развивались с такой молниеносной скоростью, что азербайджанцы не успевали понять ни Горбачева, проявлявшего безразличие к конфликту, ни причин фактического выхода из-под контроля огромной территории страны, ни логики индифферентного поведения тогдашнего правительства. А география конфликта расширялась с каждым днем.
17 ноября 1988 года сотни тысяч людей собрались на самой большой площади в Баку в знак протеста против политики Москвы в связи с сепаратистскими действиями в Нагорном Карабахе.
Равнодушие руководства СССР и местной партии еще более обозлило граждан. В кратчайшее время к этому движению присоединились миллионы азербайджанцев. Эта акция получила название «Движение Мейдана» (Площади), а крупнейшая в городе площадь Ленина, на которой они собирались, получила название «Азадлыг» — «Свобода».
Акция, продолжавшаяся 17 дней, стала самой крупной акцией протеста на территории СССР. В Баку было объявлено чрезвычайное положение, а акция была рассеяна с применением насилия Внутренними войсками МВД СССР. Было арестовано несколько сотен человек.
1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР принял беспрецедентное решение «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха». Это повлекло за собой новую волну недовольства в Азербайджане.
Разочарованные в несправедливом отношении Москвы, толпа азербайджанцев 31 декабря 1989 года на территории Нахичеванской АССР разрушила советско-иранскую границу. Тысячи азербайджанцев пересекли реку Араз, воодушевлённые первой за долгие десятилетия возможностью братания со своими соотечественниками в Иране.
С конца 1989 года в Баку направлялись дополнительные контингенты внутренних войск и сил Советской Армии. В связи с этим в Баку осуществлялись различные подготовительные мероприятия по размещению и обеспечению воинских подразделений. Несмотря на наличие в Баку 110 тысячного контингента вооруженных сил правопорядка и безопасности, в середине января 1990 года в Баку было дополнительно переброшено до 66 тысячи солдат и офицеров, среди которых были и резервисты, призванные на короткое время.
Резервисты и личный состав входивших в город частей (численностью более 11 с половиной тысяч человек) подвергался усиленной психологической обработке: распространялась дезинформация о необходимости данной акции в связи с защитой русских, которых якобы зверски уничтожает местное население, сообщались ложные данные о значительном количестве снайперов и автоматчиков Народного фронта, разместившихся вокруг казарм и на крышах домов, которые встретят войска массированным автоматным и пулеметным огнем и т.п. Таким образом, личный состав ждал яростного огневого сопротивления и, по существу, был психологически подготовлен к проявлению жестокости. Cреди резервистов было и немало лиц армянской национальности.
За несколько дней до событий в спешном порядке освобождались места в больницах города Баку, велась подготовка для приема большого количества раненых, срочно эвакуировались члены семьей советских военнослужащих из города Баку. Таким образом, создавались все условия для осуществления военной агрессии и для ввода войск.
Очередным этапом военной операции стал взрыв 19 января энергетического блока Азербайджанского телевидения и полное прекращение в республике радио- и телепередач в день ввода войск.
Вторжение в Баку крупного контингента частей Советской армии, внутренних войск и отрядов специального назначения сопровождалось особой жестокостью и невиданными зверствами.
Кровавая трагедия, произошедшая в Баку в январе 1990 г. показала антинародный характер тоталитарного режима, когда вооруженные силы СССР в очередной раз были использованы не для защиты от внешней агрессии, а против собственного народа, а также фиктивность суверенных прав союзных республик.
Противоправное объявление чрезвычайного положения в Баку, вторжение вооруженных сил в город и устроенная зверская расправа над мирным населением с привлечением тяжелой техники и смертоносного оружия в условиях полного отсутствия какого-либо сопротивления было преступлением против азербайджанского народа. Военнослужащие с особой жестокостью расстреливали людей на месте в упор, осуществляли умышленные наезды танков и БТР на легковые машины с убийством находившихся в них людей, обстреливали больницы, препятствовали медико-санитарному персоналу оказывать помощь раненым. В отношении мирного населения личный состав войск осуществлял добивание раненых, убийство штык-ножами, использование пуль к автомату Калашникова калибром 5,45 мм со смещенным центром тяжести, которые не просто выводят человека из строя, а многократно увеличивают страдания и делают его смерть неизбежной.
В ту ночь до объявления населению о введении чрезвычайного положения в Баку было безжалостно убито 82 человека и 20 человек смертельно ранено. После объявления чрезвычайного положения 20 января и в последующие дни было убито еще 21 человек. В районах, где чрезвычайное положение не вводилось — в Нефтчале и Ленкорани — 25-26 января было убито 10 человек.
В общей сложности, в результате незаконного ввода войск в городе Баку и районах республики было убито 133 человека, ранено 744 человека, незаконно арестован 841 человек и 5 человек пропало без вести. Военнослужащими были разгромлены и сожжены 200 домов и квартир, 80 автомашин, в том числе и карет скорой помощи, уничтожено государственное и личное имущество в общей сложности на 5637286 рублей. Среди убитых были женщины, дети и старики, а также работники скорой помощи и милиции.
Город, разбуженный ночной трагедией, только утром, после 6-7 часов объявления чрезвычайного положения в Баку, по радио услышал текст Указа Горбачева и приказ коменданта города. При продолжавшихся бесчинствах войск, введенных в город, продолжали гибнуть люди, и эти процессы продолжались еще несколько дней.
Политическое руководство Азербайджана не только не ушло в отставку, а даже в такой ситуации более предпочтительным сочло молчание. В трагический день, когда народ принес в жертву своих шехидов, оно своим официальным заявлением не выразило своего отношения к этой трагедии и даже не выразило соболезнования находящемуся в трауре народу. В этих условиях заявление Председателя Верховного Совета Азербайджанской Республики пробудило в народе надежду и веру в восстановление попранных прав.
Партийная власть Азербайджана, потерявшая своего руководителя — первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана, который 21 января исключительно в целях обеспечения собственной безопасности тайно сбежал на военном самолете в Москву, испугавшись гнева народа, не участвовала в организации похорон погибших, оказании помощи их семьям и проведении ритуальных церемоний. В такой ситуации огромную ответственность на себя взяло руководство духовенства мусульман. 21 января 1990 года председатель духовного управления мусульман Закавказья обратился к генеральному секретарю ЦК КПСС, председателю Верховного Совета СССР Михаилу Горбачеву с выражением воли народа Азербайджана о требовании незамедлительного вывода войск из Баку. Копии этого обращения были направлены Генеральному секретарю ООН и главам правительств и религий мира.
В этот день в Москве перед постоянным представительством Азербайджана прошел митинг протеста азербайджанцев, которые прошли с черными флагами по улицам Москвы к зданию Центрального Комитета КПСС для вручения гневного письма. Бывший руководитель Азербайджана, член Политбюро ЦК КПСС, заместитель председателя Совета Министров СССР Гейдар Алиев, находящийся в отставке, в постпредстве Азербайджана в Москве провел пресс-конференцию, где осудил антигуманную акцию советских войск в Азербайджане.
Чрезвычайной сессия Верховного Совета Азербайджанской ССР, созванная 22 января 1990 года по требованию народа и инициативе группы депутатов, попыталась дать оценку январским событиям и приняла ряд документов. Сессия приняла Постановление Верховного Совета Азербайджанской ССР «Об отмене чрезвычайного положения в городе Баку». На этой сессии также были приняты обращения к Верховному Совету СССР, Верховным Советам союзных республик, парламентам всех стран мира, Организации Объединенных Наций, а также ко всем нациям и народам, проживающим в Азербайджанской ССР. На этом же заседании был поднят вопрос о правовой оценке событий и создана Депутатская следственная комиссия.
Первичная партийная организация Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана 22 января 1990 года исключила Абдуррахмана Везирова из рядов КПСС и поставила вопрос о его привлечении к ответственности перед законом за преступления, совершенные против азербайджанского народа.
22 января 1990 года Баку прощался с погибшими сыновьями и дочерями Азербайджана. Миллионы людей собрались на площади имени Ленина. Похоронная процессия протянулась до Нагорного парка Баку, самого возвышенного места города, которое было выбрано подходящим для погребения жертв страшной трагедии. Они своей смертью превратились в героев для будущих поколений и шехидов ради независимости Азербайджана. Весь город был усыпан гвоздиками. Похороны проходили под гул приплывших к бакинской бухте кораблей.
Минул еще один год. Чем дальше отдаляемся от памятного дня, тем глубже ощущаем величину подвига, который совершили соотечественники перед лицом напасти. В истории разных государств имеются моменты, даты, цифры, граждане, которых вспоминают с возвышенным чувством гордости. Сегодня азербайджанский народ отмечает очередную годовщину трагических событий, имевших место 20 января 1990 года. Да, минул еще один год. А сколько лет нам еще предстоит прожить?! И вправду, чем дальше во времени уходим от 20 января, тем ярче и рельефнее видим исторические грани грандиозного события. Аллея шехидов сегодня для каждого гражданина свободного Азербайджана это не только святое и памятное место.
Это своеобразный национальный порог, откуда берет свое начало славный путь. Все дороги ведут туда, оттуда же расходятся все наши пути-дороги в будущее. Все течет, все меняется, но герои остаются в памяти навеки.
ПЕСНЬ ГНЕВА И ЛЮБВИ
(22 января 1990 г.)
О, боль и скорбь в глазах!
Плач гнева и любви!
Азербайджан в слезах!
Азербайджан в крови!
О флагов чёрный лес!
Цветов кровавый сад!
Стенаний до небес
Взывающий набат!
Куда ни посмотри —
Отчизна вся в огне.
Измена изнутри,
Агрессия извне.
Невинных жертв не счесть.
Боль в сердце не изжить.
Но мужество и честь
Свинцом не сокрушить!
О, Родина моя!
О, стойкий мой народ!
Доколе, боль тая,
Терпеть ты будешь гнёт?
О, братья, пробил час!
Терпенья вскрыт нарыв.
Ещё сильнее в нас
К свободе стал порыв!
Альтернативы две:
Подняться на борьбу
Иль вверить вновь Москве
Республики судьбу.
На каждый Их совет,
На каждый Их указ,
Пусть будет наш ответ:
Отказ, отказ, отказ!
Отказ — КПСС!
Отказ — СССР!
Нам чужд их интерес!
Нам страшен их пример!
Пусть в трауре народ,
Пусть он сполна познал
Страданий и невзгод,
Но духом всё ж не пал!
Пусть тяжек скорби крик
От незаживших ран, —
Азербайджан не сник!
Нет, жив Азербайджан!
(Зафар Гулиев)
Подготовил Илькин Зеферли
Minval.az