Российский военный политолог, доцент РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев считает, что среди боевиков «Исламского государства» (ИГИЛ) много выходцев из Азербайджана. Как заявил он в интервью Echo.Az, ИГИЛ представляет угрозу для региона Южного Кавказа.
«Грозит, и грозит конкретно! Дело в том, что среди боевиков ИГИЛ много выходцев из Азербайджана. При этом уход в боевики «Исламского государства» со стороны граждан вашего государства не остановлен», — сказал он.
«Официальному Баку необходимо убрать причины ухода своих граждан в стан ИГИЛ. А также вести борьбу против тех, кто возвращается на Родину в целях дестабилизации обстановки в республике и на Южном Кавказе в целом», — отметил Перенджиев.
Политолог также подчеркнул, что на ситуацию на Южном Кавказе будет оказывать влияние американский и исламистский факторы.
Каким же образом в рядах ИГИЛ оказываются выходцы из Азербайджана? На этот вопрос Echo.Az ответил политолог, арабист Зардушт Ализаде.
«К сожалению, в стране очень много необразованной молодежи. Поэтому они легко попадаются на крючки сторонников ИГИЛ», — сказал Ализаде. «Плюс ко всему, у многих в стране исчезла вера во что-то хорошее, учитывая не совсем удачное социальное положение, уровень коррупции и т.д.»
«Они просто теряют веру, и, по их мнению, улучшить ситуацию можно будет лишь в руках с оружием. С ними бороться административными методами невыгодно, это приведет только к еще большему негативу, необходимо решать все вышеуказанные проблемы, которые доводят людей до отчаяния», — сказал Ализаде.
По его словам, определенная часть всего населения, в частности молодежи арабских стран, — очень простые и примитивные люди.
«Все дело в том, что в экономике, политике арабских государств существуют очень серьезные проблемы. Решить их в рамках концепции социализма, западного легализма, национализма не получается. И тут появляется некая сила под названием «ИГИЛ», которая запросто их решает, внедряя в умы людей такие факты, как во всем виноват Запада, секуляристы, правящая элита арабских стран и разобщенность мусульман», — отметил Ализаде. «По этой примитивной схеме боевики привлекают в свои ряды невежественных мусульман.»
Ранее, российский политолог, политический обозреватель издания «Однако», Иван Лизан в интервью Echo.Az заявил, что у стран региона одна и та же угроза.
«Внешняя угроза у региона одна, и это не Россия. Враг у армян, грузин, азербайджанцев и турок один. Имя ему радикальный ислам в лице боевиков-исламистов», — сказал он.
Угрозы нет — руки коротки
Между тем, как ранее заявлял Echo.Az глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу, угрозы со стороны террористической организации «Исламское государство» для Азербайджана нет, но необходимо быть начеку.
«Пока, на мой взгляд, боевики ИГ даже не думают войти в регион Южного Кавказа. У них хватает своих проблем», — сказал политолог.
Правительство Азербайджана пока что не выступало с официальным заявлением относительно ИГ, но Ахмедоглу уверен, что Азербайджан по умолчанию признает организацию «Исламское государство» в качестве террористической организации.
«Не исключаю, что в скором времени будет представлено официальное заявление по этому поводу. Скорее всего, для начала соответствующие обсуждения должны пройти в Кабинете министров Азербайджана, а уже потом результаты огласит МИД АР. Просто на данный момент есть ряд более актуальных проблем, нежели заявление по тому поводу», — сказал Ахмедоглу.
По его словам, в целом, никакой угрозы Азербайджану со стороны ИГ нет и не будет.
«В нашем регионе их больше привлекает Северный Кавказ. Но в их рядах нет стольких людей, дабы перекинуть их в сторону Северного Кавказа или в Азербайджан. Их силы пока сосредоточены вокруг Сирии и Ирака. А вообще мощь боевиков ИГ сегодня уже начала утихать», — подчеркнул он.
В свою очередь, как сказал независимый эксперт, профессор, доктор филологических наук, проректор Сумгайытского государственного университета, а также автор ряда книг по новейшей истории Азербайджана Рамазан Мамедов, ИГ уже не в силах угрожать Азербайджану, Ирану, России или Казахстану, настал период их конца.
Как сообщалось ранее, активисты террористической организации ИГ заявляли о своих намерениях проникновения в ряд стран, в числе которых фигурируют Турция, Иран, Россия, Казахстан, а также Азербайджан.
Профессор добавил, что Азербайджан является страной, которая на себе испытала боль террора, и будет вести борьбу с терроризмом всегда. «Именно по этой причине официальный Баку был одним из первых государств, поддерживающих позицию Ирака в борьбе с терроризмом», — подытожил он («Новости-Азербайджан»).
Турецкий политический аналитик Экрем Гюзельдере заявлял «Интерфаксу», что экстремисты «Исламского государства» выражали намерение дойти и до Азербайджана, но на данный момент эта угроза несерьезна.
«Теоретически Азербайджан находится в числе стран, куда ИГ, по их же заявлениям, собираются проникнуть. Однако ввиду большой географической отдаленности республики от зоны действия группировки, а также расположение на этом пространстве нескольких стран с крупными армиями позволяют скептически оценивать эту угрозу. В настоящее время я бы не испытывал причин для беспокойства», — заявил Гюзельдере.
Между тем, как ранее сказал теолог хаджи Адиль Гусейноглу, в последнее время в различных мировых СМИ периодически появляется информация о том, что якобы из Азербайджана поставляются боевики в ряды террористической организации «Исламское государство», но это в корне не так. По его словам, имеют место факты, когда отдельные азербайджанские граждане действительно идут воевать в Сирию или в Ливан, однако государство их в этом не поддерживает («Новости-Азербайджан»).
«Исламское государство» — самые богатые в мире террористы
Помимо того, что ИГ является угрозой для очень многих стран региона, как оказалось — она также самая богатая террористическая организация мира.
Израильский Forbes составил список самых богатых террористическая организация мира, и богатейшей из них оказалось «Исламское государство», члены которого контролируют значительные части Ирака и Сирии. Годовой доход исламистов составил $2 млрд.
Отмечается, что «Исламское государство» является не только самой богатой террористической организацией в настоящее время, но по уровню годовых доходов не имеет аналогов в истории.
На втором месте — палестинское исламистское движение ХАМАС. Его годовой доход в два раза меньше, чем у «Исламского государства». Третье место в рейтинге заняла организация Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК) с годовым доходом в $600 млн. В пятерку лидеров также вошли ливанская шиитская организация «Хизбалла» ($500 млн) и исламистское движение «Талибан».
Пять тезисов для победы над экстремистскими идеологиями
Как считает эксперт ближневосточного отделения Центра Карнеги Маха Яхья в своей статье в The National Interest, основные причины, почему арабская молодежь примыкает к экстремистам, лежат не сфере религии или социальных технологиях, дело в привлекательности подобных организаций в целом и «Исламского государства» в частности.
Пытаясь понять, что толкает молодых людей вступить в ряды радикальных экстремистов, автор выделяет пять основных тезисов, понимание которых, по словам Яхья, жизненно важно для победы над экстремистскими идеологиями.
Первой причиной Яхья называет арабскую систему образования. Она, по его мнению, провальна и зиждется на зубрежке и беспрекословном принятии власти. Учебные программы по истории и религиозному воспитанию ориентированы на взращивание в умах детей антагонистической модели мировосприятия «мы-они» и делают молодежь более управляемой.
Во-вторых, пишет Яхья, нехватка экономических возможностей и слабая система социального обеспечения отвернули людей от государства. Рост теневого рынка, безработица и мрачные перспективы вынудили граждан арабских стран обратиться к другим силам, часто исламистским, чтобы выжить, заявляет автор статьи. Правительства поощряли деятельность подобных организаций, полагая их аполитичными и не несущими угрозу обществу, продолжает автор. А теперь эти «аполитичные исламисты» принимают арабскую молодежь на работу от имени «Исламского государства».
Третья причина из перечня Яхья — это растущее недоверие к существующей власти. Долгие годы в сердцах арабских граждан зреет и регулярно подпитывается чувство несправедливости, виной которому систематическое дурное отношение власти к народу.
В-четвертых, усугубила и без того печальное положение вещей реакция на «арабское пробуждение». «Исламское государство» смогло направить эту воинствующую силу в нужное им русло, лихо управляя религиозными чувствами последователей сект.
И наконец, последнее, о чем пишет Яхья — полное отсутствие доверия к Западу. Из-за двуликой политики Запада в отношении стран «арабской весны», «исламский халифат» представляется альтернативой, которая обеспечит порядок в регионе и защиту и исполнение прав арабов и мусульман, передает РИА «Новости».
ИГИЛ — продвинутые PR-технологии и «западные добровольцы»
Президент информационного центра «Религия и общество» Алексей Гришин рассказал, что для вербовки молодых европейцев ИГИЛ использует самые продвинутые PR-технологии. По его словам, молодые люди, оказавшиеся на идеологическом крючке у экстремистов, никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.
«ИГИЛ — это точка невозврата прежде всего потому, что вербовщики используют адресный подход к потенциальной жертве. В беседе с мусульманами они используют одни инструменты, с молодыми людьми иной религии — совсем другие, с подростками — третьи, — поясняет эксперт. — При этом процесс вербовки продолжается даже после того, как новый человек пополнил ряды ИГИЛ. Этот фактор просто не дает людям шанса на возвращение».
Гришин подчеркивает, что для боевиков смена веры является лишь атрибутом идеологии — люди принимают ислам только для того, чтобы вступить в группировку экстремистов. Это, по его словам, свидетельствует о том, что бороться с ИГИЛ можно только на уровне информационной войны.
«Нужно выстроить идеологический барьер, чтобы молодые люди не могли себя ассоциировать с боевиками. Вербовщики эксплуатируют тезис, что они «Че Гевары исламского мира», что вызывает определенные симпатии молодежи. Этот миф необходимо искоренить», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, по мнению Гришина, возросшая популярность ИГИЛ у молодых европейцев связана с полным отсутствием альтернативы на уровне выбора хобби, политических убеждений и мировоззрения в целом.
Между тем статистика гласит, что Франция стала лидером среди европейских стран по случаям бегства подростков для вступления в ИГИЛ.
Боевиков «Исламского государства» поддерживают 27% молодежи, тогда как в соседней Великобритании всего 4%. За последние полгода свыше сотни несовершеннолетних француженок ушли в джихадистское подполье, вступив в ИГИЛ. Девушек могли завербовать прямо в школе.
ИГИЛ в своей пропаганде сделал особый упор на западных добровольцев, и результат не замедлил сказаться. По данным экспертов, их число измеряется уже не десятками, а сотнями. На первом месте — французские, немецкие и британские граждане.