Видимо это самый «малословный» фильм в истории азербайджанского кинематографа. В течении всей картины главный герой фильма, произнёс всего несколько фраз. (Интересно что это – своеобразный минимализм в кинематографе?). Если же кто-то возьмётся пересказать содержание фильма, то это займёт минут пять-семь, но для подробного профессионального анализа фильма понадобится целая книга, а это уже дело кинокритиков и искусствоведов. Я же музыкант, музыку с другими видами искусства объединяют такие понятия, как тематизм, форма, работа с материалом, стремление и умение находить и воплощать новое. Всё это я увидел и почувствовал в этом фильме.
Как человек, знающий Шамиля Алиева близко, могу сказать, что он всегда был в поиске нового, неизведанного в кинематографе, всегда искал свой путь, не пытаясь повторить то, что уже было до него. Уже лет двадцать назад, когда мы ещё были очень молодыми, в моём друге Шамиле чувствовался состоявшийся, свежий, только ему присущий тип мышления. Как настоящий профессионал он вегда был в курсе того, что происходило в мировом кино, в литературе. Через него я открыл для себя выдающихся писателей современности, таких, как египетский писатель Нагиб Махфуз, албанский писатель Исмаил Кадари. И его эрудированность, стремление воплотить себя, открыть новое сделали его настоящим, истинным режиссёром-новатором. Он долго шёл к этому фильму, путь его был сложен и тернист, но это уже тема для другой статьи…
Фильм «Степняк» («Çölçü») вызвал большой интерес у турецкой публики, а главное, у профессионалов, если учесть, что в турецком кинематографе сейчас наблюдается большой подъём и их, в принципе трудно чем-то удивить. После отъезда Шамиля я посещал фестиваль и вполне могу сказать, что фильм «Çölçü» вызвал немалый резонанс. Были даже мысли о том, что если-бы фильм участвовал в конкурсе, то непременно получил-бы приз. (В конкурсной программе были только турецкие фильмы, а Шамиль Алиев с фильмом «Çölçü» был гостем фестиваля.) Приятным было и посещение фильма представителями Посольства Азербайджана в Турции и их тёплые отзывы o работе Шамиля Алиева.
Сценарий фильма Видади Гасанова, моего давнего друга, исполнившего также одну из ролей в фильме, это фундамент, музыка также моего давнего друга и коллеги Рауфа Алиева — неотъемлемая часть этой яркой и крупной работы. Конечно, хотелось бы услышать оркестр, но к сожланию, не всегда, особенно в кино, всё бывает так, как хочет композитор. Экономить, конечно надо, но почему именно на музыке? С оркестром эффект был бы намного сильнее, так как лучшие работы в мировом кино неразрывно связанны с музыкой. Вспомним фильмы Эйзенштейна с музыкой С.Прокофьева, фильмы Г.Козинцева с музыкой Д.Шостаковича и К.Караева, работы в кино композиторов Исаака Дунаевского, Нино Рото, Владимира Косма, Юрия Левитина, Арифа Меликова, Акшина Ализаде, Фараджа Караева. А фильм «Список Шиндлера» может и не получил-бы «Оскара» без музыки Джона Вильямса. Если-бы «экономили», то не появились такие значимые в мировой культуре музыкальные произведения, как кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, Симфонические гравюры «Дон Кихот» К.Караева, Симфония «Гойя» К.Караева и Ф.Караева. Но на то и профессионал, чтобы имеющимися скудными средствами сделать свою работу на должном высоком уровне. (Я только что с ужасом подумал о том, что было бы, если бы театр, заказавший в 1874 году Эдварду Григу музыку к драме Г.Ибсена «Пер-Гюнт» решил «поэкономить»!)
Фильм «Степняк» («Çölçü») может украсить любой престижный международный кинофестиваль, достойно представить киноискусство Азербайджанской Республики на любом уровне. Пока это только начало пути этого фильма, всё лучшее и важное будет сказано позже, годы спустя, как и обо всех наиболее значимых и значительных произведениях искусства. А фильм «Степняк» (Çölçü») таковым является. Причём, не только для азербайджанского кинематографа. Давайте постараемся вспомнить азербайджанские фильмы, о которых можно говорить на международном уровне. То есть, без учёта того, что «фильм этот явился тем-то, тем-то и тем-то для азербайджанского кинематографа». Такие фильмы, безусловно, были. Но пора нам думать шире, масштабнее, рассматривать себя не в пределах одной «отдельно взятой» страны, отдельно взятой киностудии или творческого союза. Ни один из тех фильмов не смог вывести азербайджанский кинематограф на мировой уровень, не смог заставить говорить о себе,как о значимой работе в современном мировом кинематографе.
Да, нам нравилось, мы восторгались, смеялись, потом шли на фильмы Феллини, Спилберга, Тарковского или ещё кого-то, а свой «родной» фильм просто снисходительно вспоминали, типа, «тоже неплохо». (Вообще-то «неплохо» для произведения искусства означает «полуерунда» — это почти оскорбление.) Режиссёр Шамиль Алиев своим фильмом «Степняк» (Çölçü») вывел азербайджанский кинематограф на тот новый, до сих пор не покорённый в азербайджанском кино уровень, который называется «мировой кинематограф».
Али Ализаде
композитор, докторант Консерватории Hacettepe, Анкара