Собеседник Первого Информационного – известный украинский публицист и политолог Виталий Портников.
— Господин Портников, между Ираном и шестью мировыми державами было достигнуто соглашение относительно будущего ядерной программы Ирана. Интересно, какие перспективы могут открыть перед Европой, Украиной это соглашение и возможное полное снятие блокады с Ирана в дальнейшем?
– Главный результат снятия санкций против Ирана в стратегической перспективе появится не сегодня, а в течение двух ближайших лет. Сохранится тенденция низких цен на нефть. Дело в том, что в ходе применения международных санкций, Иран накопил большое количество сырья в танкерах и подземных складах, а сейчас, когда санкции аннулируют, Иран должен продать эти запасы, чтобы освободить место для новой партии нефти. Таким образом, на рынке появится большое количество дешевого сырья, что создаст дополнительное давление.
Это простой процесс, чтобы те страны, которые сегодня продают нефть, как можно быстрее продали ее, чтобы иметь возможность продавать хотя бы по немножко высоким ценам, поскольку после возвращения Ирана на этот рынок уже не будет такой возможности. Это тоже важная тенденция, которая говорит в пользу снижения цен на нефть. Кроме этого, нужно понимать, что процесс продажи Ираном своей нефти может быть коротким, но болезненным для тех стран, в которых цена на нефть высокая. Этот короткий период может нанести серьезный удар по таким странам, как Россия, и может привести к их устранению из рынка, как серьезных продавцов сырья.
Еще одно важное обстоятельство избавления Ирана от санкций – это то, что освободится дополнительная газовая мощность. Учитывая нынешнюю политику ЕС, следует отметить, что наличие любого количества газа на рынке может привести к снижению влияния «Газпрома» на европейском рынке. Иран поставлял сырье в азиатские страны, но сейчас, в нынешней ситуации, будет поставлять также и в Европу.
Россия угрожала странам-членам ЕС газом, эта возможность тоже уменьшится.
Значит, аннулирование санкций в отношении Ирана в первую очередь, означает серьезное ослабление экономического влияния России, во-вторых, разрушение российской экономики, и в-третьих, провал российского политического режима.
— По каким возможным направлениям иранский газ может поставляться в Европу? С географической точки зрения, удобен путь Армения-Грузия-Черное море. Вы считаете это возможной перспективой, Запад сделает на это «ставку»?
– Иран может поставлять газ через Турцию, и я считаю, что именно так и сделает. То есть, будут две конкурентные пути через Турцию.
Честно говоря, вряд ли этот путь пройдет через Армению и Грузию. В этих странах Россия может остановить осуществление проекта. В Армении – точно.
— А почему Вы считаете, что Россия не позволит провести газ через Армению?
– Потому что Россия крайне незаинтересована в том, чтобы иранский газ дошел до Европейского рынка. В этом случае Россия поступит так, как поступила, когда Армения попыталась заключить Ассоциативное соглашение с ЕС. Руководство Армении просто будет вынуждено отказаться от предложения Тегерана, если оно, конечно, будет. Исходя из опыта армяно-российского сотрудничества Европа этот вариант не будет рассматривать.
— То есть, путь, проходящий через Турцию будет самым приемлемым для Ирана?
– Да, и потом, в регионе есть проблема нестабильности.
— Какой будет новая роль Ирана на Южном Кавказе? Вы видите возможность резких изменений? Может ли усилиться компонент региональной безопасности?
– Очень трудно будет понять, куда будет направлена энергия Ирана. На сегодняшний день, Иран преимущественно заинтересован в событиях на Ближнем Востоке. Ситуация, которая сегодня возникла на Ближнем Востоке, конфликт между суннитами и шиитами будет развиваться и в дальнейшем, независимо от того, снимут ли санкции против Ирана или нет. Если снимут, то у Ирана будут дополнительные сложности, чтобы продать свою нефть и усилить свою армию за счет средств, которые поступят от продажи нефти. Поэтому, я считаю, что в ближайшие годы Иран будет занят именно этим, а не Кавказом.
Иран не обратит внимания на Южный Кавказ, в этом плане он должен учесть также интересы Турции, а в этом случае, для Ирана вообще не выгоден конфликт с Турцией. Учитывая то, что сейчас президент Турции Эрдоган находится в Тегеране, мы понимаем, что Иран сделает все возможное, чтобы не иметь в регионе нового и реального конкурента.
1in.am









