Прошедший 4-5 сентября саммит НАТО в британском Уэльсе по своим результатам заметно отличается от предыдущих встреч высокого уровня, последовавших после распада СССР. Большинство аналитиков, говоря о результатах двухдневной встречи, акцентировало внимание на создании сил быстрого реагирования североатлантического альянса.
Конечно же создание такого военного кулака, по разным оценкам насчитывающего от 5 тыс до 10 тыс элитных солдат, оснащенных наисовременнейшим вооружением, включая ядерное, являет значимым фактом для организации, которую нередко обвиняют в не по военному медлительности принятия решений в ответ на вызовы и угрозы блоку.
Но, пожалуй, самым важным итогом саммита стало усиление доминирования США в Европе, которая после расширения Евросоюза за счет бывшего соцлагеря и ослабления России, почувствовала свою большую значимость и независимость в принятии международных решений, не всегда идущих в ногу с американским интересами. Канцлер Германии Ангела Меркель откровенно увязала вопрос безопасности Европы в условиях нарастающей агрессивности России с лидерством США. «Только президент Обама способен сплотить европейцев», сказала она.
Следующим важным итогом саммита стало сплочение Запада перед лицом российской угрозы, которая актуализировалась в связи с агрессией России против Украины. Об этом свидетельствуют очередные санкции Европейского союза и США против ведущих энергетических и оборонных компаний РФ и ужесточение антикремлевской риторики от Вашингтона до Брюсселя.
Как не парадоксально, но кто иной как Владимир Путин своими жесткими вызовами североатлантическому альянсу, привел в действие механизм западной консолидации и наращивание его военной мощи еще до недавних пор в относительно стабильной международной обстановке на евразийском континенте. Конечно же, путинская внешняя агрессия становится понятной в свете мощнейшего, невиданного за последние 20 лет экономического кризиса России. Отвлечение российского общественного внимания на внешние вызовы, угрозы и консолидация нации в условиях социально-экономической деградации становится единственным спасительным кругом, за который ухватились российские национал-патриоты. Но также и парадоксально, что без реальной экономической и финансовой помощи Запада, Россия не в состоянии прекратить всплеск внешней агрессии в этой патовой ситуации.
Но если исходить из того, что Западу нужна российская угроза для консолидации и наращивания военной мощи в современных условиях, а России для внутренней консолидации сквозящая из Украины западная угроза, то можно прийти к выводу, что латентное противостояние на российско-украинском и западно-российском фронтах пока будет продолжаться.
Такая ситуация не сулит ничего хорошего соседям России по бывшему советскому лагерю, в том числе Азербайджану. Хотя саммит НАТО и поддержал территориальную целостность Азербайджана, Грузии и Молдовы с их тлеющимися подмороженными конфликтами, но это еще не гарантия от российских притязаний. Этому служит пример Украины, укрывавшейся до сих пор под зонтиком безопасности Будапештского пакта держав, включая Россию, о гарантиях территориальной целостности этой страны. В условиях российского экономического коллапса официальному Баку не остается ничего, как подпитывать соседнюю экономику инвестициями и импортированием товаров российской промышленности, а также демонстративно отмежеваться от западной демократии.
В НАТО понимают щепетильность ситуации и поэтому закрывают глаза на невыполнение обязательств со стороны официального Баку. Хотя президент Ильхам Алиев заявил на саммите об успешном сотрудничестве и выполнении обязательств Азербайджаном, имея ввиду транзит грузов в Афганистан для сил ISAF, и участие в антитеррористической коалиции, но надо учесть, что НАТО это не столько военная, а сколько политическая организация, где политические обязательства в области демократии имеют приоритетное значение. А с этим у Азербайджана большие проблемы.
Аналитическая служба Туран











