«Мне не совсем нравится определение «пятая колонна». Мы знаем по международному опыту, что очень часто это использовалось в разных странах для сведения счетов с какими-то группами населения. Раньше у нас это выражение использовалось в отношении сторонников Евроинтеграции. Их даже называли «пятой колонной» НАТО, Госдепартамента. Не стоит возвращаться назад и использовать тоже самое сейчас против других людей».
Об этом Minval.az заявил политолог Эльдар Намазов.
По его словам, в Азербайджане существует часть общества, которая дезориентирована в сложившейся ситуации.
Когда люди страдают от нарушения собственных прав, от безработицы, от низкого качества услуг в сфере образования, здравоохранения, то у определенной прослойки населения возникает ностальгия по временам Советского Союза; им начинает казаться, что в те времена жилось лучше, говорит политолог.
Он считает, что временами социальное недовольство принимает некую форму, когда граждане готовы прибегнуть к помощи любого внешнего актора для того, чтобы свалить действующую власть.
«Но я уверен, что большинство нашего населения понимает, что наряду с очень серьезными внутренними проблемами, которые существовали всегда, после кризиса в Украине усилились угрозы нашему суверенитету. Если депутаты Думы говорят о том, что Карабах надо присоединить к России или выступают с антиазербайджанскими заявлениями и связывают это с тем, что мы поддержали территориальную целостность Украины, то не видеть эти угрозы просто невозможно. Мы стали свидетелями того, к чему приводит преобладание постимперских настроений. Прощание со своим имперским мышлением для любой империи считалось очень болезненным процессом,- подчеркнул он. Даже для Франции, которая в итоге простилась со своим колониальным прошлым, было сложно: она продолжала войну в Алжире, хотела сохранить некоторые территории за собой, был внутреннеполитический кризис. И наконец, она поняла, что сохранить прошлое невозможно. Происходящее сегодня в России — это определенный постимперский синдром: распад СССР нынешние руководители этой страны посчитали геополитической катастрофой для себя. Сегодня делаются попытки, как говорят, реванша, правда, в ограниченных масштабах. Однозначно, попытка восстановления своего влияния на постсоветском пространстве — это постимперский синдром, который в свое время пережили и Франция, и Великобритания. Повернуть колесо истории обратно невозможно. Это принесет множество проблем для самой России, а также соседним странам: Азербайджану, Грузии, Молдове. Я считаю, что наше государство, общество, демократические силы должны быть достаточно бдительными и должным образом реагировать на происходящие события».
Э.Намазов полагает, что сегодня уже видны определенные болевые точки Азербайджана, на которое очень легко надавить — это карабахский конфликт, национальные меньшинства, ситуация с верующими людьми, которых можно попытаться радикализировать.
Такие попытки предпринимались раньше, считает он, но после украинских событий они могут принять более широкий характер. Так они могут получить финансовую, информационно-политическую поддержку, что представляет угрозой безопасности страны.
На вопрос о том, что готовы ли мы уберечься от этих угроз, ответить политолог затруднился: «Сложно сказать что-либо. Столько серьезных внутреннеполитических проблем у нас остается».
Собеседник Minval.az обратил внимание на то, что группы населения, которые выступают за евроинтеграцию, за демократические реформы, становятся мишенью для властей, что вызывает особенную озабоченность.
«Их арестовывают, выносится немыслимые по своей жестокости судебные решения, хотя в тоже время именно эти группы населения и являются серьезным оплотом суверенитета страны, борьбы против внешних угроз. Кто будет в рядах центра сопротивления? Та молодежь, которая на машинах ценой полмиллиона долларов по ночам устраивает гоночные соревнования на улицах Баку? Или та, которая сейчас находится под арестом, против них выносятся жестокие приговоры? В условиях усиления внешних угроз наши власти выбрали не самый разумный метод действия внутри страны»,- уверен он.
Касаясь азербайджано-российских отношений Э.Намазов сказал, что, к сожалению, эти отношения подвергаются очень серьезным испытаниям.
«Мы голосовали против в ООН в поддержку территориальной целостности Украины. Надо иметь в виду, что Азербайджан также голосовал против отделения Косово, страна выступала за территориальную целостность Сербии. В одном случае голосовали против США, в другом — против позиции России. Мы всегда были за сохранение территориальной целостности всех государств. В этом отношении, голосование Азербайджана было последовательным в обоих случаях, в отличие от западных стран или России, которые каждый раз голосовали в зависимости от своих симпатий и антипатий. Часто стали звучать антиазербайджанские заявления в России. Это связано с тем, что Азербайджан старается сохранить свой внешнеполитический суверенитет, и не поддерживает планы создания Таможенного союза и Евразийского союза. Поэтому усиливается давление. Но мне кажется, что в целом, давление — давлением, но режим — то в Азербайджане очень близок к режиму в России. В самые ключевые моменты однородность режимов сказывается на ситуации. Разница в том, что после карабахской войны, наш народ никогда не допустит ущемления суверенитета. Это понимают и в Баку, и в Москве. Любая власть не сможет предпринять шаги, которые требуют от нас наши соседи»,- резюмировал он.
Эмиль Мустафаев, фото и видео — Илькин Зеферли









