В последнее время все чаще из уст некоторых политических экспертов можно услышать о том, что после того, как президент Владимир Путин выполнит свой план-максимум в Украине, он приступит к следующим завоеваниям, теперь уже в Прибалтике и Карабахе. К примеру, такое мнение высказывал пару месяцев назад российский политик Борис Немцов. Подобные мысли, правда, в более резкой форме, время от времени озвучивает и Владимир Жириновский.
А не далее, как вчера сенсационным заявлением выступил один из идеологов путинского режима, Александр Дугин. По его словам, гарантом территориальной целостности Армении и Азербайджана также является Россия, и гарантом Карабаха тоже является Россия.
«То, что Баку выступил против России, показывает, что азербайджанцы бросают нам вызов, как Саакашвили и Киевская хунта, и мы уже знаем, чем заканчивается подобная политика. Если Россия начнет говорить с Азербайджаном, который демонстрирует недоброжелательное отношение к России, и это показало голосование в ГА ООН, то кроме Нагорного Карабаха существует и ряд других факторов, которые могут быть задействованы со стороны России», — подчеркнул он.
Стоит ли Азербайджану серьезно воспринимать подобные угрозы? Отражают ли эти заявления взгляды российского политического истэблишмента? Minval.az спросил об этом российских и украинских политологов.
«Думаю, что на сегодняшний момент это не практическая политика, а выступление идеолога, который не находится на государственной службе (хотя и пребывает сейчас в идеологическом мейнстриме). Но особые отношения с Арменией, поддержавшей Россию в крымском вопросе и вступающей в Таможенный союз — это факт», — комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Впрочем, по его словам, у России сейчас выстраиваются напряженные отношения с целым рядом стран, а российские радикальные идеологи больше говорили раньше и говорят сейчас о русских в странах Балтии, чем об Азербайджане. Но если прибалты уже привыкли к такой риторике, то в Азербайджане, похоже, нет.
«России бы разобраться с украинскими проблемами, которые, видимо, оказались сложнее, чем предполагалось,- полагает А.Макаркин.- Местные элиты при всех претензиях к нынешним киевским властям хотят жить в Украине и выступают лишь за децентрализацию. Кроме того, не думаю, что Россия хотела бы идти на системный конфликт с мировым сообществом в условиях, когда ее экономика стагнирует, а общество не готово к мобилизации».
Украинский политолог, руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко отметил, чтоДугин не является политиком и не может говорить от имени России.
Что касается Жириновский, то эксперт напомнил, что он руководитель партии, имеющей небольшую фракцию в парламенте, добавив, что благодаря особенностям российского законодательства, он является вице-спикером Госдумы.
«Он, действительно опытный политик — его ЛДПР действует с 1989 года, а с 1993 года она бессменно в Госдуме. Тем не менее, Жириновский также не является тем человеком, который определяет российскую политику. Он иногда (даже довольно часто) верно угадывает тенденции, но работа «голосом Путина» — преувеличение с целью пиара. Не Путин инициировал кризис на Украине. И не Путин сверг Януковича, который четыре года отказывался вступать в Таможенный союз. Януковича сверг Запад, после отказа подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Сейчас ставленники Запада, вопреки надеждам последнего не могут навести на Украине элементарный порядок — стабилизировать политическую и экономическую ситуацию. Ведь экономика Украины реально обнуляется, а власть не контролирует не только Юго-Восток, но и Запад страны (просто о том, что происходит во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске, где правят бал персонажи аналогичные покойному ровенскому Музычко, украинские СМИ и правительство «майдана» предпочитают молчать»,- подчеркнул он.
С точки зрения Р.Ищенко, пока Россия ведет себя в украинском кризисе очень сдержанно. Так, она обезопасила базу флота в Крыму и лишь морально поддерживает повстанцев на Юго-Востоке.
«Между тем, при желании, поводов для похода на Киев, с 21-го февраля было несколько. То есть, хотели бы занять Украину — к настоящему моменту заняли бы ровно столько, сколько захотели бы. Думаю, что из изложенного ясен и ответ по Азербайджану. Россия не будет провоцировать конфликт в регионе. Но, если конфликт будет спровоцирован Западом, она не останется сторонним наблюдателем. Впрочем, думаю, что после Украины Западу уже не до Азербайджана. Запад уже надорвался, он просто не потянет», — отметил политолог.
В свою очередь научный сотрудник Института экономики РАН, политолог Александр Караваев полагает,что «эти смешные заявления вызваны двумя причинами — радостью и страхом».
По его словам, имперцы-евразийцы, типа Дугина, и отчасти некоторые национал-патриоты переполнены сегодня бравурными эмоциями. Они, на его взгляд, желают именно такого продолжения путинской политики, поэтому нагнетают именно в этом направлении.
«А условные либералы-западники, типа Немцова, Илларионова, напротив, страшатся и не хотят такой геополитики. Поэтому они запугивают. Одним словом, родилась такая посткрымская риторика вражды. Разные политики пытаются интерпретировать и предугадывать действия Путина, записывая его в свои лагеря, — подчеркнул он. Этому способствовало и то, что на Западе делают вид, что не понимают проблем кризисного генезиса Украины как постсоветского государства с огромным русским населением и новой украинской идеологией, антагонистичной к советской и постсоветской российской культуре. Об этом может и знали, но не думали, что Кремль может решиться на столь резкую и мощную реакцию. Путин нагнал страху не только на соседей, но и на либералов внутри страны. Отсюда их попытка «спрогнозировать» крымскую ситуацию на других соседей России».
А.Караваев считает, что конфликты между либералами-западниками и национал — консерваторами в России имеют более глубокие последствия для страны, чем внешняя политика. А что касается разговоров о том, что Путин приступит к завоеваниям теперь уже в странах Балтии и Карабахе, то, по мнению политолога, предметно говорить тут не о чем.
«Это просто горячка. Зачем России эти территории и страны? Зачем дополнительные проблемы? Они даже близко не подходят под крымскую ситуацию. Карабах это армяно-азербайджанская история, которая имеет свою логику, Прибалтика — это ЕС. Влияния России на этих территориях и странах вполне достаточно, и может быть усилено другими методами социально-экономического и политического характера»,- резюмировал он.
Эмиль Мустафаев










