Последние несколько дней российскими СМИ раздута истерия, связанная с еще не доказанным, кстати, убийством, в котором обвиняют Орхана Зейналова. То, что истерия заказная, видно невооруженным глазом. События вызвали большой и неадекватный резонанс, и не секрет, что данная ситуация ставит под удар дружеские отношения между Азербайджаном и Россией. Кроме того, следственный комитет РФ грубо нарушил презумпцию невиновности, открыто обвиняя Зейналова в убийстве и преподнося это публике как свершившийся факт.
Профессор юриспруденции Ильхам Рагимов в беседе с сотрудниками minval.azответил на ряд вопросов. И, прежде всего, по поводу еще не доказанного, но уже разрекламированного убийства, якобы совершенного нашим соотечественником.
— Я не думаю, что этот инцидент с Орханом Зейналовым может повлиять на отношения между двумя странами. Во-первых, такого рода шоу было достаточно много.
— С этаким уклоном на национальность?
— Дело в том, что вышеупомянутое шоу не было направлено именно на национальный акцент. Это все раздули именно работники правоохранительных органов – под давлением общественного мнения. Они хотели этим самым успокоить население, которое начало устраивать беспорядки. Правоохранительные органы нуждались в показательных действиях, потому что в противном случае беспорядки начались бы повсеместно, а не ограничились бы тем или иным районом Москвы. Вторая цель, которую преследовали руководители правоохранительных органов РФ – самореклама: вот, мол, как мы реагируем на факт совершения того или иного преступления. Но мне кажется, что это обернулось против них. Это была дешевая реклама, ни в коем случае нельзя было делать. Даже когда уничтожили Бин Ладена, такого шоу не было. Ведь по сути это было обычное убийство, каких немало происходит в России. Если даже Орхан и виновен, речь пока идет о факте: еще ничего не доказано. Таким образом, оказывается давление на следствие. А представляете, если вины за Зейналовым нет? Если поймают настоящего убийцу, то как они будут оправдываться, мне это просто непонятно.
— Скорее всего, просто свалят все на банальную ошибку следствия.
— Ошибка следствия очень дорого обходится. Но скажу вам так: это не ошибка. Это – нарушение всяческих юридических норм: и международно-правовых, и норм права самой России. С юридической точки зрения нет никакого оправдания. Я уже молчу о стороне морали.
— Дело в том, что камень уже брошен и по воде пошли круги. Нас всех очень сильно волнует вопрос резкого озвучивания национальности. Всем известно, что в России – огромной стране – совершается очень много преступлений. Тем не менее, когда ведется какая-то статистика, преступления, совершаемые русскими, не озвучиваются, или же планка сознательно принижается. В основном озвучивается процент преступлений, совершаемых так называемыми лицами кавказской национальности. И сейчас резко прозвучала национальность — АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ. Возможно ли, что это было сделано умышленно, скажем, с целью давления на наших соотечественников, которые живут в России и у которых налаженный бизнес? Возможно, это кому-то сильно мешает, а, возможно, срабатывает фактор зависти?
— Хочу привести вам пример из прошлого. То, что наши земляки – большие профессионалы в области торговли, особенно в области сельхозпродукции, известно всем. Монополия рынка всегда была в руках наших соотечественников. Я вспоминаю о том, что в бытность СССР вели борьбу в области спекуляции с сельхозпродукцией. По всему СССР были проведены большие рейды по выявлению этих спекулянтов. Этот вопрос обсуждали на Политбюро ЦК. И тогда, когда докладывали о рейдах, выяснилось, что во всех рынках спекулянты были выходцами из Азербайджана. Тогда Гейдар Алиев, будучи кандидатом в члены Политбюро, сказал следующее: «Да, мы тоже проводим у себя такие рейды. Но когда мы проводим рейды, мы никогда преступников и спекулянтов не делим по национальности. Мы не выявляем их национальность, мы выявляем преступников».
А теперь представьте себе, что вместо Щербакова был бы убит, скажем, Шлиберзон — еврей? Как вы считаете, подобное шоу увидело бы свет? Было бы оно?
— Думаю, что не было бы.
— Вот и я думаю точно так же. Такого шоу не было бы. Ведь у Щербакова на лбу не было написано, что он – русский. И тот, кто его убил (предположим, даже Орхан), он же не спрашивал: «Ты русский или нет?». Тем не менее, раздули-то именно потому, что убит РУССКИЙ, а убийца – АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ. Вот эти два момента и создали такую ситуацию. А если бы подозреваемый оказался евреем? Ажиотажа бы не было. А тут палка о двух концах. С одной стороны, потерпевший – русский, с другой стороны – мигрант-азербайджанец. Вся причина заключается в этом. Давайте найдем первопричину. А первопричина – настроение, которое существует в крупных городах РФ в отношении мигрантов. Давайте вспомним, откуда приезжает больше всего мигрантов в РФ: из Таджикистана, Азербайджана и Молдовы. Но почему-то, когда кого-то убивают молдаване, такого ажиотажа не бывает.
— Вот об этом и речь! В одном из интервью с Вами я спрашивала Вас о вопросах миграции и о мигрантах, и Вы рассказали, что безобразнее всего себя ведут именно таджики. И если раньше наших соотечественников именовали не иначе как «лица кавказской национальности» сегодня озвучивается нация Азербайджанец.
— Это можно объяснить так: овощной базой, о которой идет речь, руководит дагестанец, но там больше всего работает именно азербайджанцев. Вообще, на этой базе где-то примерно 4 тысячи сотрудников – представители различных национальностей, не русские, так сказать. Бытует мнение, что кто-то специально организовал ажиотаж, чтобы межнациональные отношения были сильно подпорчены. Но я не думаю, что вряд ли возможно именно специально организовать убийство. Но шоу, произошедшее после, весь этот ажиотаж – несомненно, все это было создано умышленно. Это не исключается.
— Пресса определенно сошла с ума. Вчера на российском новостном ресурсе промелькнул хамский заголовок статьи «Особенности национальной охоты». В статье говорилось о поимке Орхана Зейналова. Не отличилась и наша пресса. Один местный ресурс выпустил статью под названием «В Баку призыв к русским погромам». Естественно, эта новость вызвала страх у русских, проживающих в Баку. Многие из моих знакомых уже практически сидят на чемоданах. Мы всячески стараемся успокоить их, говорим о национальном братстве, равенстве, гражданственности, родине и так далее. Но люди напуганы. Плюс ко всему молчит посольство РФ в Азербайджане, молчит председатель Русской Общины М.Ю. Забелин… Никто из них не комментирует ситуацию. И я не могу понять этого молчания.
— До приезда Путина в Азербайджан и на официальном, и на неофициальном уровне проходила информация, шла пропаганда холодных отношений между РФ и Азербайджаном. Это было связано как с вопросами Габалинской РЛС, так и с некоторыми другими. Но после приезда Путина в Азербайджан все поняли следующее: даже вопрос Габалинской РЛС не смог испортить отношения между странами. А потому я не думаю, что инцидент с Орханом Зейналовым может нанести какой-либо ущерб отношениям между Азербайджаном и Россией. И думаю, что эта вышеупомянутый ажиотаж носит кратковременный характер, и скоро она сойдет на нет.
— Будем надеяться. По данным Миграционной службы России 599 тысяч азербайджанцев в данный момент работают в России, а по данным Назима Ибрагимова, Председателя Госкомитета по работе с Диаспорой, количество мигрантов составляет 2,5 млн. человек. Какая, по-вашему, судьба ждет наших соотечественников? Не может ли этот, как вы его назвали «кратковременный инцидент» отразиться на уровне их жизни?
— Во-первых, вы же знаете, что вопрос, связанный с миграцией, постоянно встает ребром, постоянно рассматривается. Как только возникает какой-то инцидент (как с Черкизовским рынком), начинается: мигранты, мигранты, мигранты… Начинается суета вокруг изменений в Законы, да и президент РФ В. Путин неоднократно возвращался к этому вопросу. Новый инцидент – новые вопросы законодательного урегулирования. И так было много раз. Так и сейчас. Сегодня Дума будет заново рассматривать вопрос об увеличении штрафа в отношении мигрантов, которые нарушили миграционное законодательство.
— Мигранты, которые не платят налоги?
— Вопрос о миграции в Думе рассматривается. Это говорит о том, что в самой России четкой законодательной базы, регламентирующей миграционную практику, вопросы миграции попросту нет. Точнее, она есть, но у нее какой-то поверхностный характер. И до тех пор, пока Россия не решит вопросы, связанные с мигрантами, законодательно, с учетом пределов международно-правовых норм (потому что вопрос миграции – не вопрос какого-то одного государства, он существует во всем мире. История миграции берет начало из древнего Рима). Пока Россия не закрепит миграционное законодательство, положительного сдвига не будет, и вопросы, и инциденты, и неприятные ситуации по-прежнему будут существовать. Как вы полагаете, если бы не было недавнего инцидента в Бирюлёво, Дума вернулась бы к этому вопросу? Я сильно сомневаюсь. Всегда нужен какой-то факт, который привел бы население в движение. И только после этого госорганы начинают рассматривать этот вопрос. А его нужно не рассматривать, а один раз сесть и отрегулировать в законодательном порядке, чтобы все мигранты – узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне – не важно, кто именно, знали: в РФ существуют такие-то нормы. И нужно эти нормы соблюдать. Пока этого не будет, проблемы останутся.
— Тем не менее, с мигрантами пытаются бороться весьма интересными способами. Так, несколько месяцев назад один из Единороссов внес на рассмотрение Думы проект Закона, лишающий права на бесплатное образование детей мигрантов, которые не платят налоги наравне с гражданами страны. Но налоговый резидент – это легально трудоустроенный человек, получивший работу по квоте ФМС, которая установлена в 1,7 млн. человек. А в России по последним статистическим данным около 11 млн. мигрантов. Получается, для их детей вход в детсады и школы будет закрыт. Не кажется ли Вам, что таким образом дети мигрантов, лишенные возможности получить образование, будут пополнять ряды криминальных структур, что еще более ухудшит обстановку в России? Я считаю, что это неправильно.
— И я считаю, что это неправильно. В данном вопросе я возразить вам ничем не могу. И логически и юридически вы рассуждаете правильно, и я с вашими рассуждениями абсолютно согласен.
— По словам Собянина Бирюлёво превратилось в кошмар для местных жителей, а для сотрудников ФСБ — в настоящее «поле чудес». Жители неоднократно жаловались местным властям на происходящее. Однако, те ничего не предпринимали. То же самое происходит и на рынке «Садовод», куда после закрытия «Черкизона» переехало большинство его работников. Не смотря на то, что полиция несколько раз задерживала мигрантов, впоследствии они были отпущены. По словам Навального, силовые структуры превратились в покровителей криминального гетто. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
— Насколько мне известно, со словами Навального в адрес «Садовода» некоторыми азербайджанскими СМИ муссировалось и мое имя. Учтите, Навальный моего имени не называл, это сделали азербайджанские журналисты (смеется). Всегда есть некоторые сотрудники прессы, которые всегда ищут момент, чтобы связать меня с этими вопросами и написать очередную «сенсацию». Традиционно я уже на эти вещи внимания не обращаю. А если говорить по существу, представьте себе: закрыли, допустим, эту овощную базу. Ок. А вы знаете о том, что 70% обеспечения города идет именно через эту базу? 70% обеспечения овощепродуктами. И что будет с городом, с обеспечением? Что они получат? Я скажу, что: резкий подъем цен и недостаток продукции. Вы думаете, власти города не обеспокоены? Ведь в случае закрытия базы люди будут возмущаться по другому поводу: цены поднимутся. И властям города придется решать эту проблему. А это – непросто. Никто из представителей других национальностей не решит этой проблемы на таком высоком профессиональном уровне, как решат ее именно азербайджанцы. Азербайджанцы, имеющие монополию – не только в России, но в других странах (сейчас даже в Аргентине азербайджанцы на рынках имеют монополию на овощепродукты). Ну, давайте закроем сейчас эту базу, азербайджанцев выгоним, и заполним эту территорию украинцами или русскими. База не будет работать. Потому что овощепродукты поступают на эту базу не только из Азербайджана. Азербайджан не имеет возможности обеспечить всю Москву сельхозпродуктами. В разные сезоны поставляются фрукты и овощи из разных стран: апельсины из Аргентины, бананы – из Африки, и так далее. Азербайджанцы эту систему наладили вот уже много десятилетий как. Если эта система разрушится, то ничего хорошего не будет. Понадобится очень много времени на создание новой системы. Поэтому руководству города нужно было поднять вопрос иначе: если, предположим. Не нужно, чтобы база была в черте города, не проблема. Если это по каким-то причинам база наносит вред городу, ее нужно просто вынести за черту города, в отдаленный район. И параллельно, пока эта база работает, нужно было строить новую, цивилизованную, современную, со всеми условиями базу. А потом уже закрывать старую. А то, что эта база закроется, я знал давно. И предупреждал наших земляков, которые там руководят: не вкладывайте туда деньги. Не сегодня, так завтра эта база закроется. Не расширяйте ее. Но кто послушал, кто – нет. События последних дней – это и был повод для закрытия. Если вы собирались закрывать базу – закрыли бы, но по другим, разумным обстоятельствам, вынесли бы решение законно, без вышеупомянутого инцидента. А что касается «Садовода», то скажу следующее: если власти Москвы придут к выводу, что «Садовод» нужно закрыть, что этот «Садовод» по каким-то причинам наносит вред городу – никто не может возражать. Надо закрывать? Закрывайте! Но если «Садовод» нужен городу – его не закроют. Меня удивляет, что никто и никогда не говорит о другой стороне вопроса. Вы знаете, сколько тот или иной рынок – скажем «Садовод» или плодоовощная база Бирюлево приносит денег в бюджет города, сколько налогов платили эти рынки и базы в госбюджет? Все думают так: рынок есть, азербайджанцы или дагестанцы зарабатывают большие деньги. А почему ни Собянин и никто другой ни разу не сказали, сколько денег перечисляется в бюджет тем или иным рынком? Пусть об этом тоже скажут, и тогда уже решают – хорошо это или плохо. Не нравится вам? Вы считаете, что это не нужно? Закрывайте. Кто может возражать решению властей. То есть ни Навальный, никто другой не сможет пойти против решения властей: если власти сочтут нужным, они и спрашивать никого не будут. И никто ничего не сможет сделать. Повторюсь: это решают власти.
— Как известно, плодоовощная база в Бирюлёво принадлежит холдингу «Новые Черемушки», владельцем которого является Ибрагим Исаев. А одним из руководителей холдинга является двоюродный брат летчик-испытатель, герой России и доверенное лицо Путина – Магомед Толбоев. По словам Толбоева, предприятие было зарегистрировано в 1992 году на основании межправительственного постановления правительств Дагестана и Москвы. Тогда же холдинг приватизировал ряд складских объектов. Однако, агентство Росбалт утверждает, что до февраля 2013 года деятельность плодоовощной базы в Бирюлёво контролировал один из лидеров азербайджанской мафии, «законник» Ровшан Джаниев (Ровшан Лянкаранский), и якобы он отвоевал этот бизнес у своих «соотечественников по цеху». Вам что-нибудь известно об этом?
— Ибрагима — генерального директора базы я знаю, а вот его брата – нет. Также я знаю, что на этом рынке все организационные вопросы решают азербайджанцы – выходцы из Шямкирского района, профессионалы. А что касается Ровшана Джаниева, я впервые об этом слышу. И мне что-то не верится. Если бы я знал бы достоверную информацию, то обязательно рассказал бы вам.
— И заключительный вопрос: не хотели бы вы помочь Орхану Зейналову так же, как в свое время помогли Рамилю Сафарову?
— Понимаете, это два совершенно разных вопроса. Дело в том, что Р. Сафаров был осужден и отсидел 8 лет, потому в мою задачу входило на основании международного права помочь и заняться вопросом о его экстрадиции на родину. Это соответствует международным правовым нормам. Что касается Орхана – то же самое возможно только в том случае, если он будет осужден. Я могу тогда заняться этим вопросом. Я беру самый худший вариант. Дай Бог, конечно, чтобы все подозрения с Орхана были сняты. А на этой стадии единственное, что можно сделать – это обеспечить Орхану Зейналову хорошую юридическую поддержку, найти адвоката, который бы помог разобраться в этом сложном вопросе. Я уже попросил своих сокурсников в России нанять для Орхана хорошего адвоката
Беседовала Яна Мадатова, фото Илькина Зеферли