Усиление рейдов в России в отношении мигрантов привело если не к дипломатическому скандалу между Москвой и Бишкеком, то к нежелательным неприятностям. Последнее тому свидетельство – «банная облава» в российской столице — как утверждается, сопровождавшаяся чрезмерной жестокостью силовиков. Но, несмотря на то, что «сладкая жизнь» на российских просторах доступна далеко не всем трудовым мигрантам, пусть и зарабатывающим в РФ «приличные деньги», миграционный поток из государств Центральной Азии то снижается, то повышается. Причина – адекватного заработка на родине у трудяг нет, но и склонности адаптации к российскому законодательству, традициям и языку, даже будучи гражданами РФ, у многих тоже нет.
Резонансное происшествие, имевшее место в одной из московских бань, стало не первым и вряд ли последним. Оно «облетело» социальные сети и породило множество вопросов – впрочем, давно возникшим, но не близким к окончательному решению-урегулированию.
В данном случае речь об облаве в московской бане «Бодрость» в отношении мигрантов — преимущественно, из Кыргызстана. На одних кадрах, распространившихся в социальных сетях, видно, как силовики в балаклавах избивают мужчин и укладывают их лицом вниз. Сопротивление силовикам не оказывается. На других видео признаков жестокого обращения не наблюдается, однако не факт, что его вовсе не было.
Прежде чем перейти к реакции МИД Кыргызстана и депутатов местного парламента на банный инцидент, заметим, что рейды в России в отношении мигрантов усилились. Только начиная с текущего месяца, информирует kaktus.media, в одном из фитнес-клубов на Рязанском проспекте в Москве (информацию распространил Telegram-канал Baza) сотрудники ОМОН провели проверку, в ходе которой мужчин уложили на пол лицом вниз: «У граждан России выявляли сведения о военной службе, у иностранцев — проверка документов».
10 апреля в Уфе силовики провели рейд на складе маркетплейса Ozon. По информации пресс-службы компании, около 40 сотрудников были доставлены для подтверждения личности. Нарушений при этом выявлено не было.
Также в соцсетях распространилось видео, на котором омоновцы врываются в одно из кафе и применяют силу к посетителям, предположительно мигрантам, укладывая их на пол и пиная: «Но сильнее всего избивают тех посетителей, кто не успел отреагировать, несмотря даже на то, что мужчины не оказывают сопротивления. Пока не удалось установить подробности данного инцидента, где и когда это точно произошло». И вот теперь – инцидент в бане.
Депутат Жогорку Кенеша (парламент КР) Жанар Акаев публично осудил действия российских силовиков, назвав происходящее варварством. «Мы, — напомнил он, — члены ЕАЭС, союзники, стратегические партнеры. А в итоге сотни наших соотечественников избивают, а мы молчим? Россия должна незамедлительно привлечь к ответственности всех, кто допустил такое насилие».
МИД Кыргызстана сообщил, что граждане КР были доставлены в отделение полиции Тимирязевского района Москвы для проверки документов, и им оказывают консульско-правовую помощь. Информация о превышении полномочий со стороны российских силовиков выясняется. В общей сложности было задержано 24 гражданина КР, четверо из них, как ожидается, будут депортированы.
Параллельно внешнеполитическое ведомство КР вручило официальную ноту послу России Сергею Вакунову. Пресс-служба МИД сообщила, что заместитель министра иностранных дел КР Алмаз Имангазиев встретился с послом России «для выражения беспокойства по поводу применения силовых мер в отношении граждан Кыргызстана».
В ходе встречи российской стороне было направлено требование предоставить полную информацию о причинах проведения оперативной акции, а также разъяснить основания применения силы. В случае, если оно будет признано необоснованным, Кыргызстан призывает Россию принять соответствующие меры в отношении представителей правоохранительных органов Москвы, участвовавших в инциденте.
В министерстве также подчеркнули необходимость принятия конкретных шагов для защиты прав граждан Кыргызстана в России и недопущения подобных инцидентов в будущем. «По мнению киргизской стороны, — сказано в документе, — подобные инциденты могут негативно повлиять на отношения между двумя странами, которые основываются на союзничестве и стратегическом партнерстве».
По данным же ряда российских СМИ, необходимость в рейде была вызвана тем, что мигранты из Центральной Азии заняли баню в Москве и не пускали туда русских посетителей — заведением владеет бизнесмен из Кыргызстана, который решил предоставлять банные услуги только своим соотечественникам.
А накануне глава следственного Комитета России (СК) Александр Бастрыкин запросил доклад о ходе проверки по факту возможных противоправных действий мигрантов на Камчатке, информирует официальный Telegram-канал ведомства: в социальных медиа и СМИ появилась информация о месте совершения незаконных религиозных обрядов – в двухэтажном здании на проспекте Карла-Маркса в Петропавловске-на-Камчатке. Идет ли речь о мигрантах из ЦА – не уточняется.
Проблема мигрантов из Центральной Азии в России – не нова, многогранна, то есть имеет глубокие причинно-следственные связи. Понятно, что мигранты, в частности, из Кыргызстана, едут на заработки в Россию не от хорошей жизни: безработица на родине, мизерная оплата труда – главные тому причины. Зачастую они перевозят в РФ семьи, способствуют устройству на работу «своих» и даже получают российское гражданство. Но при этом, по свидетельству лидера партии «Справедливая Россия — За правду» Сергея Миронова, «целые районы России превращаются в мигрантские гетто», и целые анклавы живут по собственным нормам, игнорируя российские законы и культурные традиции.
В период, когда рубль беспрецедентно рухнул по отношению к доллару, что вызвало панику, усугубленную украинской войной (мигранты опасались, что их, по слухам, могут забрать в российскую армию), начался их отток на родину. За последние годы домой – правда, временно, — вернулись, по данным министерства труда, социальной защиты и миграции КР, порядка 113 тыс. кыргызстанцев. Но на родине они не задерживаются – одни пытаются найти заработок в Европе, но многие, после спада панической волны, вернулись в Россию.
И ведь что примечательно: несмотря на то, что трудовых мигрантов из КР в России поубавилось, суммы, переводимые ими на родину, значительно возросли. То есть: если в 2023-ем, уже военном году, из РФ в КР было переведено около 2,5 млрд долларов США, то к концу прошлого года сумма возросла почти до 3 млрд в валюте США. По данным Нацбанка Кыргызстана, речь только о переводах физических лиц, без транзакции сторон, занимающихся предпринимательской деятельностью.
В этом нет ничего парадоксального – все дело в том, что мигранты стали зарабатывать в России больше денег, поскольку, во-первых, спрос на их труд вырос на фоне дефицита рабочей силы в РФ. По данным платформы «Мигрант Сервис», средний доход мигрантов в 2024 году достиг 150 тыс. рублей.
Таким образом, денежные переводы мигрантов стали еще более значительным каналом поступлений в экономику Кыргызстана, почти равным его экспорту в минувшем году, слегка перевалившему за 3,5 млрд долларов.
Согласно выводу, сделанному Национальным статистическим комитетом КР, если бы не денежные переводы мигрантов, количество малообеспеченных граждан страны возросло б с 29% до 41%. Это официальные данные, по иным – бедность в стране значительнее процентов на 20 – особенно в периферийных областях, где она и так выше, чем в среднем по Кыргызстану.
Россия, ужесточающая миграционное законодательство – о нем еще будет сказано – нуждается в, по разным оценка, от 4 млн до 6 млн трудовых мигрантов. И, разумеется, не только из Кыргызстана. А едут в РФ на заработки, в основном, люди со средним и неоконченным школьным образованием – таких порядка 90%. Центрально-азиатские мигранты представлены в России, в основном, гражданами из Узбекистана – первое место, Таджикистана и Кыргызстана.
Как видно из статистики МВД России, в прошлом году паспорта РФ получили 209 тыс. человек, что является самым низким показателем за последние пять лет. И вполовину сократилось количество лиц, получивших разрешение на временное проживание в РФ.
Из интервью Миронова «Парламентской газете» следует, что оторванность мигрантов от законов РФ создает проблемы и самим мигрантам, и собственно России. Такая оторванность, несоблюдение законов «провоцирует бытовой национализм и межэтническую напряженность, которые уже выходят из-под контроля. Мы это видим по ежедневным криминальным сводкам».
Мигранты и преступность: есть ли связь? Как утверждает Миронов, в мигрантской среде уровень преступности высок, чему «способствует и радикализация на родине, и простые правила въезда из безвизовых стран, те же патенты, под прикрытием которых можно заниматься криминалом».
В числе самых распространенных преступлений – связанные с наркотиками, но растет и доля насильственных преступлений. Очень тревожные данные, говорит лидер парламентской партии России, привел в начале апреля глава Следственного комитета Александр Бастрыкин: на 82% выросло число особо тяжких преступлений со стороны подростков-мигрантов — с 66 до 120. В абсолютных цифрах это не так много, но тенденция налицо.
Впрочем, оценки силовых ведомств России удивляют. Так, «МВД считает, что за прошлый год число преступлений иностранцев снизилось … на 0,9%. При этом на 2,2% уменьшилось число тяжких и особо тяжких деяний. А Следственный комитет, наоборот, отмечает значительный рост, в том числе тяжких преступлений — на 11%, изнасилований — на 40%. Растет количество преступлений со стороны легальных и нелегальных мигрантов, а также и со стороны так называемых «новых граждан» — с 7 до 11 тыс. за прошлый год (по данным СКР)».
На днях, проинформировал Миронов, решением президента РФ создана отдельная Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД – «это достаточно самостоятельный орган во главе с первым замминистра внутренних дел». Политик уверен, что такая реорганизация поможет в борьбе с преступностью среди мигрантов.
Между тем: «Я приведу одну экспертную цифру: из получивших гражданство России за последние годы около 5 млн до сих пор не ассимилированы. Многие даже не знают языка. … они живут по своим традициям, заодно пытаются заставить жить по своим законам и окружающее коренное население. В некоторых небольших городах, в том числе в Подмосковье, уже создают группы самообороны для защиты наших женщин от нападений мигрантов».
Заметим, что проблема миграции и ассимиляции – обоюдоострая, и ее решение зависит не только от установок «понаехавших», в рабочих руках которых нуждается сама Россия, но и от ее способности (не всегда, но довольно часто) способствовать ассимиляции, реально соблюдать законы в соответствующей сфере, а не закрывать глаза на «серые схемы» трудоустройства мигрантов и получения ими гражданства РФ. Зависит она и от уровня борьбы с различными «пристрастиями» властей тех государств, в которых отмечен высокий миграционный уровень, не говоря уже об искоренении бедности и повышении образовательного ценза.
Что же касается собственно российской позиции на законодательном уровне, то с начала этого года миграционный контроль ужесточился. Теперь пребывание безвизовых мигрантов в стране ограничено 90 днями в году, а нарушители сроков будут депортированы.
На компании, нанимающие мигрантов, возложено обязательное уведомление МВД о приеме и увольнении мигрантов из безвизовых стран в течение 3 дней. Также работодателю необходимо проверять наличие патента у мигрантов и ни в коем случае не полагаться на устные договоренности и избегать рисков, связанных с их попаданием в неформальные трудовые отношения (другое дело, устроит ли нанимателей такое положение дел, и будут ли они строго выполнять соответствующие правила, либо им «удобнее» будет отделаться штрафами).
А они, за нелегальное нахождение мигрантов, предусмотрены для физических лиц в размере от 5 до 7 тыс. рублей, для должностных лиц — от 35 до 70 тыс. рублей, для юридических — от 400 тыс. до 1 млн с возможностью временной приостановки деятельности на срок до 90 дней.
В силу вошли также новые правила для работы с мигрантами и новая обязанность работодателей, а также депортации мигрантов. Они довольно жесткие, однако вряд ли действенные в высокой степени.
Поэтому стоит ожидать, что инциденты, схожие с банным в Москве, еще будут иметь место не только в российской столице, но и окрест нее. И ответственность за них лежит не только на силовом российском сегменте (при том, что жестокость – не есть средство защиты закона, в отличие от жесткости), но и зачастую на самих мигрантах; на бедности и упадничестве определенных слоев населения в странах исхода рабочих рук, депрессивных процессах в них, и особенно – на периферии.
И все это в очередной раз обнажилось в московской бане «Бодрость».