Предназначенные для Глобального Юга западные проекты беременны либо войной, либо смутой. Доказательств этому много, и чтобы убедиться в нечистоплотности намерений авторов взрывоопасных планов, достаточно посмотреть на то, как специальные эмиссары под маской миротворчества блокируют стремление противоборствующих сил найти консенсус.
Часто специальные представители западных стран бросают свои дела и подаются поближе к горячим точкам. Иной раз окунаются в самое пекло, чтобы убедить участников конфликтов в своей искренности. Печальный пример Минской группы ОБСЕ, которая почти три десятилетия изображала миротворчество в карабахском противостоянии, доказал, насколько неразумно вверять судьбу конфликтов западным институтам. Они почти всегда являются проводниками интриг.
Карабахского конфликта уже нет, но Запад продолжает предпринимать попытки эскалации на Южном Кавказе. Визит президента Польши Анджея Дуды в Армению своими особенностями реанимирует попытки Запада нездорового внедрения в регион. Все бы ничего, если бы он касался двусторонних армяно-польских отношений. Невозможно не заметить, как в его рамках раскручивается новый сценарий вмешательства ЕС в региональные процессы.
Случайно ли это, что польский президент посещает вдруг армяно-азербайджанское приграничье, чтобы поучаствовать в патрулировании в составе наблюдательной миссии Евросоюза? Разумеется, нет.
Сообщается, что он встретился с поляками, которые входят в состав наблюдателей. Заместителем главы миссии от ЕС в Армении является поляк Марек Куберски. Но не думается, что именно это обстоятельство вынудило А. Дуду податься к азербайджанской границе. У него, как видится, более важные задачи.
Подался Дуда в Ерасх, пункт, где строился металлургический завод. Азербайджан с самого начала был против этого строительства ввиду его несоответствия природоохранным требованиям. А Иреван сознательно шел на воспроизводство очередной бомбы замедленного действия вдоль внешней границы, повторяя роковой сценарий выработавшей свой ресурс Мецаморской АЭС.
Протестный голос Баку был услышан всеми, однако это не помешало армянам на некоторое время скооперироваться с американцами, да еще и водрузить на стройке флаг янки. Параллельно они испытывали терпение азербайджанских военных, периодически нарушая тишину стрельбой из разных орудий. Потом пошла в ход утка армянской фейк-машины, раструбившей на весь свет весть об обстреле хайских позиций со стороны Азербайджана. Не сработало. Баку все же добился переноса строительства в другое место.
Польский президент, безусловно, знал, куда его везут хозяева. Будь он привержен политическому этикету, мог бы отказаться от посещения чувствительной зоны. Но, поехав, поневоле подставил плечо Иревану в его провокационных планах.
Формально Анджей Дуда приехал для уточнения приоритетов Иревана в свете его неуемного желания интегрироваться в ЕС. Брюссель желает получить ответы на принципиальные вопросы, особенно в том контексте, который охватывает комплекс связей Армении с Россией. Судьба отношений Иревана с ОДКБ постоянно находится в фокусе внимания Брюсселя и Вашингтона. Запад пытается уточнить степень готовности Армении реализовать план отхода от Москвы. Похоже, теперь функция контроля и модераторства в программе трансфера Иревана на Запад возложена на Польшу.
Варшава в 2025 году будет председательствовать в Совете ЕС, и она уже предъявляет права на первенство в решении вопросов Восточной Европы с прицелом на переформатирование ключевых процессов. Разблокирование конфликтов — одно из главных направлений модераторства.
Если Польша так чутка к спорным и горячим территориям, то что ей мешает сконцентрироваться на украинской проблеме, к которой Варшава имеет самое непосредственное отношение? Не секрет, что в планах привязки Киева к западноевропейскому полюсу польский истеблишмент играет ключевую роль. При этом у Варшавы свой меркантильный план, связанный с перекройкой границ раненой Украины.
В отличие от Словакии и Венгрии, которые подходят к украинскому кризису ответственно, Польша нацеливается на интернационализацию проблемы. Западная Украина для Варшавы всегда была и остается зоной притяжения в силу исторических особенностей. Тут дело не только в деталях политической обрядности.
Вместо того чтобы гасить угрозы, Варшава нарочито идет на обострение обстановки, видя шанс для своих аннексионистских устремлений. На деле это нечестная игра, но для Варшавы, которая смотрит на западную часть Украины как на свою некогда утраченную территорию, это еще и шанс, чтобы понравиться и Брюсселю, и Вашингтону.
Польша не скрывает своих амбиций. Они растут на глазах и не ограничиваются пределами Вышеградского ареала. Эта страна ЕС активно лезет в постсоветское пространство, где Южному Кавказу отводится особое место. Раньше, во времена президентства Леха Качиньского, Варшава действовала расторопно и грамотно, не нарушая баланса между Баку и Иреваном.
В начале нулевых Брюссель застолбил за Польшей функции смотрящей для зоны «Восточного партнерства». Но с тех пор много воды утекло и в Куре, и в Висле, произошли кардинальные изменения. Если Армения продолжает терять свою субъектность, то Азербайджан превратился в сильное и влиятельное государство. Его позиция предопределяет конъюнктуру всего Евразийского континента.
Возможно, это обстоятельство и заботит Варшаву, вынашивающую новые амбициозные планы Евразийского модераторства.
Невостребованная активность Варшавы на Кавказе имеет мало общего с рациональной политикой времен президента Качиньского. Он был разборчив и осторожен в действиях и взглядах. В его бытность азербайджано-польские отношения переживали расцвет, чего не скажешь о нынешнем положении.
В политике мелочей не бывает. Каждая деталь, каждый элемент по-своему влияет на общее положение, потому осторожные и взвешенные действия тонких политиков представляют собой наивысшую ценность.
От политики Анджея Дуды пока исходят одни издержки. Невозможно не заметить, как Варшава пытается осуществлять на Южном Кавказе линию неразберихи, приверженцами которой в последние годы были отдельные деятели США наподобие Джеймса О’брайена, Юри Ким и им подобных безуспешных экспериментаторов. Они не оставили о себе добрую память, потому что попытались нарушить естественный ход событий.
На азербайджанском направлении нынешняя политическая верхушка Польши действует во вред собственным интересам. Отсюда и похолодание в двустороннем формате, которое воцарилось по милости команды Анджея Дуды.
Визит польского лидера в Армению не принес ничего позитивного в регион. Наоборот, он только добавил нездоровой интриги в структуру тлеющей армяно-азербайджанской тяжбы. И жаль, что глава страны своей неосторожностью больше напоминает прокси-агента Запада, за которым тянется шлейф дезинтегратора.