Нацеленность на результат на пути к стратегическим целям имеет непреходящее значение. Если участники процесса ещё и проявляют неформальную заинтересованность в успехе, их усилия непременно оправдываются.
Деловой настрой хозяев СОР29, превратившись в благоприятный фактор, поневоле поднял планку требовательности на приличную высоту, и это сыграло ключевую роль в достижении результатов. С первых же стартовых минут конференции стало ясно, что предприняты все необходимые организационные и технические меры для создания максимального рабочего комфорта. Этого невозможно было не заметить, как и ответственный подход хозяев мероприятия, который не замедлил сказаться на умонастроениях участников.
Приветственная речь президента Ильхама Алиева, отобразив в точности реалии вокруг климатической повестки и коллективные ожидания от саммита, стала своеобразной дорожной картой для многодневной работы. Точно расставив акценты по проблемным мотивам и важным составляющим рабочей программы, глава азербайджанского государства обозначил реперы, вокруг которых предстояло вести предметные дискуссии и поиск.
Называя вещи своими именами, Ильхам Алиев не преминул затронуть и проблемные мотивы, вокруг которых выстроили свою линию поведения деструктивные силы. Не случайно оратор осудил раскольнические усилия малочисленной группы стран, которые вознамерились реализовать тактику бойкота. Франция и подпавшие под её тлетворное влияние государства остались не у дел, обнажив свою убогую сущность. Они фактически бросили вызов сообществу и наткнулись на массовый протест подавляющего большинства. Это уже расценивается как важная политическая победа участников СОР29.
А Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, поддержав в своей речи позицию лидера принимающей страны, чётко высказался о специфике предстоящей работы, выразив уверенность в том, что «из Баку все должны вернуться с результатами». Президент Алиев и Генсек Гутерриш выстроили цепь процессов, ставшую естественной для всего сообщества. То был призыв двух политиков и главных действующих лиц к грамотным действиям в прикладной сфере.
В Баку удалось достичь исторической договорённости вокруг шестой статьи Парижского соглашения, и если для определённого круга это есть сенсация, то для большинства же это стало логической составляющей, к которой сообщество шло за время, последовавшее после СОР28.
Во-первых, Азербайджан учёл уроки всех предыдущих конференций ООН по климату и, особенно, конференции в Дубае, где дерзкий критический настрой ряда государств и отдельных групп от политических и экологических институтов занял, мягко говоря, не совсем разумную политику. Во-вторых, Баку, вот уже около десяти лет концептуально реализуя плавный переход к зелёной повестке, осознаёт неизбежность трансфера для всех государств и потому создаёт собственную профильную модель. А в-третьих, азербайджанский истеблишмент, идя своим инновационным путём в стратегических направлениях, поэтапно накапливает положительный опыт. Готовность поделиться им с партнёрами приветствуется большинством стран.
Если для некоторых скептически настроенных политиков и экологических сообществ выбор Баку в качестве площадки для СОР29 стал неожиданностью, то большинство государств и их активных кругов усмотрели в этом закономерную символичность. Для них высокая степень готовности Азербайджана к проведению конференции не стала сюрпризом. Всё уложилось в рамки логичности.
Первый же день СОР29 приятно удивил всех по части прорыва в контексте шестой статьи Парижского соглашения. Многолетние переговоры по ней вылились в безрезультатность и препятствовали привлечению дополнительных средств для борьбы с изменением климата.
На предыдущем саммите в Дубае были большие надежды на разблокирование пункта 6.4 соглашения, однако они не оправдались. На саммите в Баку стороны смогли договориться по пунктам 6.2, 6.4 и 6.8, согласившись с методологией функционирования углеродного рынка под контролем Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC).
В определённом смысле шестая статья расценивается в качестве ключевой, потому что предполагает сотрудничество всех государств, исходя из планов мероприятий по сокращению вредных выбросов. Страны обязуются отчитываться друг перед другом о принятых мерах по сокращению выбросов углекислого газа, по их переработке, в том числе касательно состояния лесных зон. На страны возлагается ответственность по отражению меры в своих Национально определённых вкладах (NDC).
Указанный пункт Парижского соглашения (6.4) предусматривает создание надёжных и прозрачных углеродных рынков для всех стран, сотрудничающих в достижении климатических целей. Он же подразумевает введение углеродных кредитов. Отныне государства должны будут взаимодействовать не на двусторонней основе, а под контролем и с участием UNFCCC, выделяя друг другу углеродные кредиты.
В рамках разработанного механизма для каждой страны определена годовая норма выбросов углекислого газа. Государства, выбрасывающие меньше установленной нормы, смогут продавать неиспользованные квоты тем, кто превышает лимиты.
К слову, если ООН устанавливает для Азербайджана годовую норму выбросов CO₂ в 500 тонн, а страна, активно использующая «зелёную энергетику», выбрасывает меньше установленной нормы, то неиспользованный объём Азербайджан сможет продать другим государствам, превышающим свой лимит.
Учитывая, что развитые страны чаще превышают нормы выбросов, разработанный механизм позволит им привлекать дополнительные средства в развивающиеся и бедные страны. Контроль за операциями останется за профильными организациями ООН.
Пункт 6.8 предусматривает нерыночный подход, ориентированный на сотрудничество в реализации NDC в таких сферах, как сокращение выбросов, адаптация, финансирование, передача технологий и другие вопросы. Здесь же предусмотрен механизм поддержки для увеличения лесных массивов, а также внедрение новых технологий и других инициатив.
Согласование шестой статьи позволит странам не только определять свои NDC, но и глобально регулировать меры по снижению выбросов, обеспечивая более эффективную борьбу с климатическим кризисом.
Бакинский саммит в силу наличия морально здоровой атмосферы и высокого делового настроя участников зафиксировал долгожданную результативность. Финальное решение по климатическому финансированию принято. Около 200 стран одобрили сделку на климатической конференции о выделении минимум $300 млрд в год бедным странам на борьбу с потеплением климата.
Новая цель установлена, и под руководством развитых государств из числа сторон Конвенции до 2035 года для поддержки развивающихся стран будет выделяться эта сумма, которая позволит противодействовать изменению климата.
К финансированию планируется привлекать разные источники, включая государственные и частные, а также альтернативные источники финансирования.
СОР29 показал высокий коэффициент полезного действия, обозначив границу между старой и новой эпохами. Проторена ровная дорога к конструктивному мышлению, и на ней не будет места государствам и силам, воздерживающимся от движения и способности выдвигать инициативы. Бакинский СОР29 своё веское слово сказал, и его услышало всё сообщество.