Что стоит за планами объявить русский язык «государственным» в Карабахе?

Что стоит за планами объявить русский язык «государственным» в Карабахе?

Что стоит за планами объявить русский язык «государственным» в Карабахе?

В верхушке карабахских сепаратистов дают старт очередной провокации с далеко идущими последствиями. Как радостно сообщает РИА «Новости», в местный «парламент» (здесь и далее кавычки наши — Minval.az) внесли «законопроект» о поправках в «закон о языке», уже подписанных Араиком Арутюняном: согласно им, отныне «официальными языками «Нагорно-Карабахской республики» являются литературный армянский и русский языки». Делается это с учетом «культурных, военных, экономических отношений» между Нагорным Карабахом и Россией, исторической памяти и т.д., и самое главное, такое решение поможет «углубить сотрудничество» с Россией во всех сферах и поможет развитию отношений «в правовых рамках».

РИА «Новости», часть руководимого Марго Симоньян холдинга «Россия сегодня», уже не в первый раз «выдает на ленту» новости от карабахских сепаратистов. Но вопросы сегодня не только к «подбору новостей» в РИА «Новости» и к «свободе рук» в редакции этого информагентства.

Прежде всего, Карабах — это территория Азербайджана. Что признает все мировое сообщество, включая Россию. С соответствующими заявлениями не раз выступали и Владимир Путин, и Сергей Лавров. Никакого «самостоятельного статуса» у Карабаха нет и не предвидится, причем президент Азербайджана Ильхам Алиев весьма понятно объяснил, куда этот статус делся и куда провалился. И вряд ли в окружении Араика Арутюняна не нашлось никого, кто бы ему это достаточно точно перевел.

Другой вопрос, что ханкендинские сепаратисты как раз и рассчитывают возродить таким образом тему своего «статуса». И вполне прозрачно намекают, что задумали они «обменять» свои языковые инициативы на  установление с Россией отношений в «правовых рамках», то бишь на «цхинвальско-сухумский вариант»: вот какие мы хорошие, объявляем русский язык «государственным», пусть в ответ Россия признает нас как «государство»! Такой вот «миацум в переводе на русский» и под защитой, как задумали в окружении Араика Арутюняна, российских миротворцев. А дальше к этому сценарию вполне могут попытаться «пристегнуть» еще и слезные вопли Ара Айвазяна о возвращении под армянских контроль тех ранее оккупированных территорий Азербайджана, откуда вооруженные силы нашей страны уже вышибли оккупантов — вот пусть Россия ради утверждения русского языка в качестве второго государственного начнет новую войну и отвоюет для Араика Арутюняна Шушу, Агоглан, Суговушан, Физули, Кельбаджар, Агдам, а если получится, то еще и Гянджу и Габалу.

В армянской околополитической «тусовке» любят, конечно, строить планы на тему «как сделать, чтобы сильные мира сего повоевали за наши территориальные аппетиты». Только вот…

Для начала, в Москве куда лучше ереванских и тем более ханкендинских бонз «считывают ситуацию» вообще и военно-политические реалии в регионе в частности. Где армянская сторона — вот сюрприз! — проиграла войну, где Россия за все 44 дня так и не вступила гласно в конфликт на стороне Армении, где приходится учитывать и военно-политическое присутствие Турции, и санкции за Крым и Донбасс, и многое другое.

Да и попытка сделать России такой «обязывающий языковой презент» тоже оказалась не то чтобы очень убедительной. Любопытно поинтересоваться, как скоро в окружении Араика Арутюняна планируют прикрутить на памятник гитлеровскому пособнику Гарегину Нжде табличку еще и на русском языке с подробным рассказом, чем он занимался на службе у «Третьего рейха». Что же до исторической памяти, то известно, как оккупанты обошлись с мавзолеем Молла Панаха Вагифа, поэта и визиря Карабахского ханства, который инициировал и вел еще в XVIII веке переговоры с Россией — а это первый «карабахский» эпизод в истории российской дипломатии. Переселение на эти земли армян стартовало уже в следующем веке — после заключения Туркманчайского договора. Еще любопытнее, почему об «исторических связях» с Россией и их отображением в языковой политике озаботились именно в Ханкенди, а не в самой Армении, где осталось всего одна русская школа — в селе Фиолетово. Словом, затея вышла из серии, когда в России вспоминают не очень политкорректную поговорку: «Ух и умная у тебя голова, жаль не тому досталась».

И да, еще одна деталь. Похожий «концерт для дудука с гармонью», как уже рассказывал Minval.az, здесь уже пытались разыграть. В начале декабря небезызвестный WarGonzo, он же Семен Пегов, возвестил: в Карабахе намерены объявить русский язык государственным! Причем прозвучало это как раз в то время, когда Виталий Баласанян, Самвел Бабаян и прочие «полевые командиры» наперебой озвучивали желание разместить в Карабахе еще и российскую военную базу. И тогда же последовал впечатляющий «холодный душ» от Кремля. Где устами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова напомнили, что, во-первых, «принадлежность этой территории (Нагорного Карабаха — Minval.az) определена соответствующими резолюциями Совета безопасности достаточно давними. Это же всё указано в резолюциях Совета безопасности. Россия ничего не меняла. Собственно, ни одна страна не меняла», во-вторых, «и президент (Владимир) Путин говорил, что сам по себе Карабах не признавался, он не был признан даже самой Арменией», в-третьих, «придание русскому статуса государственного в Карабахе не является темой переговоров и темой контактов». В переводе: Россия не собирается вступать в торги и что-то менять в своей позиции по Карабаху.

Но как тогда объяснить суетливые попытки Арутюняна и компании продемонстрировать лояльность Москве? Там просто позабыли события начала декабря? Вряд ли. Скорее вся эта языковая провокация — не более чем маневр отчаяния.

Только вот это еще не значит, что к ней можно отнестись с расслабленным благодушием.

Нурани

Теги: