Массовое бегство из оккупированного Карабаха продолжается. Как сообщил РИА «Новости» представитель городской администрации Вардениса, только за неделю сюда прибыли не менее тысячи человек из Нагорного Карабаха. Как отмечают здесь, из-за боевых действий в Карабахе дорога, ведущая к Варденису, считается более безопасной для мирных жителей, хоть и может подвергаться обстрелам на некоторых участках. «Ежедневно через город проходит около 60-70 человек беженцев. Есть среди них и больные. В таких ситуациях мы привлекаем скорые, чтобы обеспечить помощь. Мы обеспечиваем всем необходимым. У нас есть помещения. За неделю больше тысячи человек мы насчитали беженцев. Кто-то из них уехал дальше. В городе и окрестностях остались около 300 человек», — цитирует агентство неназванного представителя администрации.
Заявление весьма примечательное, особенно на фоне упорного нежелания Армении признать потерю Шуши. Напомним: из Карабаха в Армению ведут две дороги. Одна из них — это знакомая многим трасса Ханкенди-Шуша-Лачин-Горис, вторая идет через Кельбаджар к городу Варденис, бывший Басаркечар. Кельбаджарская дорога была закрыта еще раньше, после того, как Азербайджанская Армия вышла на вершину Муровдага. Основная транспортная нагрузка была переключена на Лачинский коридор. Но если теперь беженцы из Карабаха прибывают в Варденис — это говорит о многом. Кто именно бежит через его город, неназванный «кадр районного масштаба» не уточнил. Журналистам и читателям предлагается поверить, что это исключительно «мирные жители».
Впрочем, «мирными жителями» по ту сторону границы именуют и местных «ополченцев», которые уж точно под определение «мирного населения» не подходят. Об этой пиар-практике, напомним, нечаянно проговорилась британская ВВС в своем репортаже из Лачина: «У здания администрации нас встречают взрослые мужчины, которые называют себя мирными ополченцами. Главы администрации и его заместителей нет на месте — «все на задании». Бывший учитель русского языка и литературы Армен стоит перед зданием администрации, на плече висит автомат. Армен зовёт на кофе в подвал, но предупреждает, что там сейчас спят другие «мирные ополченцы»».
И уж точно не стоит забывать об осуществлявшейся Арменией в оккупированном Карабахе «переселенческой агрессии». В ныне освобождённом Зангелане, в здании, где располагался местный офис СНБ Армении, остались документы, которые оккупанты просто не успели вывезти.В том числе — копии паспортов и списков этнических армян из Сирии, которых армянские оккупанты переселяли на оккупированные азербайджанские земли. Всего обнаружены документы неё менее 60 человек (19 семей), в числе которых копии паспортов гражданина Сирии, жителя региона Хасеке Базова Храджа Сероба 02.05.1964 г.р. (паспорт 015-11-L021693), гражданин Сирии, жителя города Халеб Харитона Авадиса 12.11.1969 г.р. (паспорт 004-11-L128622) и гражданина Армении, родившегося в Сирии Киракоса Бабкина 01.01.1962 г.р. (паспорт AM 0709227). Как напомнил в своем Twitter помощник президента Азербайджана — заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации президента Хикмет Гаджиев, незаконное заселение оккупированных земель — это военное преступление. И отметил, что обеспокоенность Азербайджана данным вопросом при этом осталась незамеченной посредниками по Карабаху.
Попытки организовать массовое переселение этнических армян на оккупированные азербайджанские земли предпринимались постоянно. Причем особое внимание уделялось именно долине реки Араз, где и плодородные земли, и железная дорога, и самое главное, граница с Ираном. Более того, в Армении и не скрывали, что «программа заселения», а вернее сказать, переселенческая агрессия — это «сигнал», что выполнять требования мирового сообщества и выводить войска хотя бы из окружающих бывшую НКАО районов Ереван не намерен. Достаточно вспомнить, как весной 2019 года теперь уже бывший глава СНБ Армении Артур Ванецян в ходе встречи с Бако Саакяном, занимавшим тогда пост ханкендинского гауляйтера, то есть «президента Нагорного Карабаха», обсуждал с ним строительство посёлка Араксаван вблизи Гадрута и прямо заявлял, что, дескать, данной программой заселения опровергаются все спекулятивные утверждения «о сдаче земель Азербайджану».
Что же касается Зангелана, то напомним: еще в ноябре 2011 года в Ереване был презентован амбициозный — и провокационный — проект строительства в оккупированном Зангелане целого города. Представлял его заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян. Задумали все с размахом: территория города, которому даже придумали название — «Багаран» — должна была составить 20.000 кв. км, жить в нем должны были аж 100.000 жителей, для которых планировалось создать аж 20 тысяч рабочих мест и даже основать свободную экономическую зону. Правда, о том, как реализовать этот проект во внеправовом пространстве, не подумали. Первоначально предполагалось, что в этом городе будут жить «армянские беженцы из Азербайджана», обильно сдабривая эти планы рассуждениями, что, дескать, окружающие бывшую НКАО районы, которые в Ереване именовали не иначе как «освобождёнными территориями”, должны сыграть роль “компенсации” за оставленное в Азербайджане “имущество”.
Можно, конечно, с понятной иронией отметить, что разговоров о «новых городах», «рабочих местах» и прочих красивостях было много, но вот самих городов на захваченных азербайджанских землях так и не появилось. Тем не менее обнаруженные документы не оставляют сомнений: программа переселенческой агрессии в Армении существовала, причем, судя по многим признакам, курировали ее спецслужбы. Более того, в Армении из этого не делали никакого секрета. Что понятным образом множит вопросы к посредникам, которые предпочитали ни на что не реагировать.
И остается только догадываться, какие вопросы и с какими выражениями им адресуют сегодня те самые немногочисленные «заселенцы», которые воспринимали их молчание как верный признак, будто бы ничего противозаконного в этом заселении нет, это вроде «самозахвата земли», еще немного — и все будет легализовано, а теперь просто бегут из Карабаха, понимая, что туда возвращается Закон с большой буквы.
Впрочем, уж им-то в своих нынешних бедах следует винить только самих себя.
Нурани, политический обозреватель