Дипломатические новости с пометкой «срочно» минувшей ночью приходили из Вашингтона — между Азербайджаном и Арменией достигнуто очередное, уже третье, соглашение о гуманитарном перемирии. На сей раз оно достигнуто при посредничестве США. Опубликовано и заявление сопредседателей МГ ОБСЕ. Но для того, чтобы понять, какие сдвиги происходят сейчас на дипломатической арене, надо, наверное, отвлечься от сугубо «вашингтонской» дипломатической хроники. И констатировать: политическое давление на Азербайджан оказывается с первого дня, как в результате армянской вооруженной поговорками в регионе возобновились боевые действия.
Выступая на оперативном совещании в Минобороны Азербайджана, Президент, Верховный Главнокомандующий Ильхам Алиев, напомним, отметил: «…Несколько дней назад страны-сопредседатели провели заседание Совета Безопасности ООН. На нем был выдвинут документ, который нас не устраивал и который фактически перечеркивал резолюции, принятые в 1993 году. Мы выразили решительный протест против этого. Это очередное проявление несправедливости, двойных стандартов. В принятых в 1993 году резолюциях четко и ясно выражена позиция о территориальной целостности Азербайджана. Резолюции, принятые в 1993 году, требуют полного, немедленного и безоговорочного вывода армянских вооруженных сил с оккупированных земель. В проекте, представленном в эти дни, данных положений нет. Словом, этот шаг оценивается как очередная провокация против Азербайджана. Мы выразили свою позицию, и я счастлив, что несколько стран-членов Совета Безопасности выступили против этого проекта». Как констатировал глава государства, «этот политический шаг потерпел фиаско, никакого документа принято не было, и считаю, что это — наша очередная политическая победа. Мы побеждаем в политической плоскости точно так же, как и на поле боя. Мы даем достойный ответ провокационным шагам покровителей врага так же, как и прогоняем его на поле боя».
А с позиций обрисованного президентом Азербайджана «дипломатического расклада» достигнутые в Вашингтоне договорённости приобретают уже другое «прочтение». Да, на нашу страну оказывалось и, будем реалистами, оказывается давление. Но, несмотря на это, Азербайджан продолжает наступление — и на поле боя, и в дипломатии.
В самом деле, с 27 сентября между Азербайджаном и Арменией дважды — 10 и 17 октября — заключались соглашения о гуманитарном перемирии (которые оба раз срывались Арменией). Но на сей раз события на дипломатическом фронте развиваются уже по-другому. Азербайджану благодаря своей твёрдой и принципиальной позиции (а еще возросшему дипломатическому «весу» и победам на поле боя) удалось добиться и важного внешнеполитического продвижения. Если в Москве наша страна намеренно не стала продвигать вопрос дальше «гуманитарного перемирия», то теперь в заявлении сопредседателей сделан следующий шаг. Более того, как свидетельствуют осведомлённые источники, его первоначальный текст заметно отличался от того, который в финале дипломатического раунда был представлен публике, и именно Азербайджан добился внесения важных изменений — в интересах нашей страны.
Прежде всего, в документах четко оговаривается, что с оговорённого часа в силу вступает именно гуманитарное прекращение огня и ни о каком возвращении к бессрочным переговорам и затягиванию вопроса еще лет на 30 не может быть и речи.
Более того, указывается, что мониторинг прекращения огня должен идти параллельно с процессом урегулирования конфликта как таковым. То есть, переведём с политического, с выводом войск Армении с азербайджанских земель, все еще остающихся под оккупацией. В заявлении сопредседателей есть примечательный пассаж: «Сопредседатели и министры иностранных дел договорились вновь встретиться в Женеве 29 октября для обсуждения, достижения договоренности и начала осуществления в соответствии с согласованными сроками всех шагов, необходимых для достижения мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта в соответствии с основными принципами». То есть речь идет о том, что с самого начала требовал Азербайджан — о четком и согласованном графике вывода войск Армении с территории нашей страны. И, конечно же, жестком контроле, который не позволит Армении осуществлять переброску в оккупированный Карабах оружие и живую силу.
Все это, конечно, еще требует обсуждений, уточнений и согласований, но первый шаг к изменению самой философии переговорного процесса уже сделан — благодаря четкой и принципиальной позиции Азербайджана.
И уж тем более необходимо держать в голове заявление Президента Азербайджана Ильхама Алиева на совещании в Минобороны: «Режим прекращения огня не может быть безоговорочным».
А вот здесь уже многое зависит от поведения Еревана. Где Никол Пашинян меняет риторику, прячет поглубже свои прежние провокационные заявления в стиле «Карабах — это Армения, и точка» и уже заговаривает о компромиссах.
Другое дело, что одних разговоров сегодня уже недостаточно. И если Армения не на словах,а на деле сделает шаги к миру и представит график вывода войск — это действительно даст шанс на мир. Но…
Начистоту говоря, в азербайджанском экспертном сообществе с самого начала высказывались и скептические оценки: Армения, которая дважды срывала процесс прекращения огня, может сделать это и в третий раз. Тем более что в Армению доставляются все новые партии оружия, и вряд ли просто для того, чтобы оно лежало на складах. Нет сомнений: Азербайджанская Армия в любом случае даст на это достойный ответ.
Но на сей раз пессимистичные прогнозы оправдались с рекордной скоростью. Уже в 8.05 утра, через пять минут после вступления в силу режима прекращения огня, вооруженные силы Армении открыли огонь с территории Бердского, Чемберекского и Варденисского районов Армении по территории Товузского, Гядабейского и Дашкесанского районов Азербайджана. Под обстрелом также наши позиции на Тертерском, Агдамском, Физулинском, Лачинском и Губадлинском направлениях. Премьер-министр Армении вновь солгал, констатирует в своем Twitter помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев. Такой шаг армянского руководства означает затягивание войны, новую кровь и новые жертвы. Но ни в коей мере не поможет ей удержать азербайджанские земли под оккупацией. Верховный Главнокомандующий, президент Ильхам Алиев заявил предельно четко: «Мы до конца будем гнать врага!»
Нурани, политический обозреватель