В последнее время в социальных сетях снова стала мелькать тема «чайлдфри» – прослойки людей, добровольно отказывающихся от рождения ребенка, и вследствие чего автоматически становящихся изгоями в нашем ортодоксальном патриархальном обществе. Стоит только произнести фразу «Не хочу рожать ребенка», как тут же возмущенные таким «кощунством» окружающие дружно начинают «ставить диагноз», причем, самый неутешительный. В лучшем случае, ты – заматерелый эгоист, в худшем – бесплодная шизофреничка, ненавидящая детей.
Почему же эти люди (к которым относится, кстати, и автор данной заметки), вызывают в обществе такую ненависть и осуждение? На этот вопрос изданию Minval.az отвечает психолог Азад Исазаде, который отметил, что общественному (стадному, прим.авт) пониманию свойственны свои внутренние стереотипы, и потому инстинктам индивидуумов (людей, на стадо не похожих, прим.авт.) придается большее значение.
— На них сконцентрировано внимание — что тоже является своеобразным стереотипом. А наше общество – тем более, потому что оно продолжает существовать на ортодоксальных теориях, оно консервативно по-прежнему, несмотря на то, что уже 21-й век, а не 12-й.
Достаточно посмотреть, как в нашем обществе принято одеваться. Тут свой стереотип: серый, черный, блеклый. И потому яркий образ зачастую в нашем обществе просто не к месту. Особенно одинаковость встречается у наших мужчин, одетых практически одинаково – черные брюки, черные куртки, черные шапки и так далее.
В силу того, что другим стереотипом является семья (а семья – понятие святое в нашем обществе), — и чем больше семья,- тем это лучше, соответственно, индивидуум, который отступает от привычных клише, подвергается осуждению, критике и даже элементам своеобразного морального и психологического давления со стороны общества. Обычно «доброжелательным советам» со стороны гражданского общества подвергаются люди, которые либо хотят жить одни, либо не хотят иметь детей, либо супруги, у которых только один ребенок. Сначала поступают «советы» от родственников, затем – от близкого окружения. Если же непохожий на других индивидуум зарегистрирован еще и в соцсетях, то начинается порицание в виде «советов» отовсюду. Дескать, это неправильно, так нельзя, посмотри на других людей, должно быть продолжение рода, причем чем больше, тем лучше. Даже если человек имеет двоих детей, то обязательно поступит неуместный и неэтичный вопрос: а третьего почему не рожаете?
— Скажите, а кто вообще определяет норму? Почему люди должны жить исключительно по правилам общепринятых глупых клише? Разве все эти «советы» не вторжение в личное пространство?
— Для этого нужно рассмотреть такое понятие как «совет». Совет – это очень ответственный на самом деле шаг. Просто мало кто об этом догадывается. В данном контексте отмечу, что речь идет не просто о советах, а о клише. Как правило, что мы любим или что мы привыкли делать, мы то же самое советуем другим, то есть, автоматически начинаем навязывать свое мнение. Ко мне, как специалисту-психологу, тоже приходят за советом. В этом случае я отвечаю, что советов не даю. Потому что если я дам совет, я несу за это ответственность. А моя задача –помочь человеку, обратившемуся ко мне, найти выход из сложившейся сложной жизненной ситуации. А дать совет – так все общество у нас дает советы: делай так, а не так, иди туда, а не сюда… А потом никакой ответственности за свои «советы» не несет. Но вернемся к вопросу о чайлдфри. Все те люди, которые настаивают на том, чтобы ребенок обязательно в семье появился, завтра не будут ни кормить его, ни заботиться о его здоровье и воспитании. Кроме того, никто не думает о том, кому он дает свои «дружеские советы». А, может быть, женщина, которая послушает их, родит, но будет при этом плохой матерью, у которой, кроме всего прочего, не будет возможности или желания дать детям правильное воспитание, образование, обеспечение? А вдруг у нее родится нездоровый ребенок (в силу наследственных заболеваний или физических отклонений)? Рожать или нет – это личное право женщины, и никто не имеет права вмешиваться в ее жизнь. К сожалению, дать совет, отойти в сторону и после не нести никакой ответственности, – это тоже своеобразное клише.
Вообще людям свойственно задавать много глупых и совершенно лишних вопросов. К примеру, на Западе признаком дурного тона считается вопрос о заработках, о зарплате, вообще о каком-либо источнике дохода. А у нас почему-то принятой спрашивать о зарплате, причем, не только о зарплате, но и обо всех источниках дохода, откуда ты достаешь деньги на жизнь. И это считается вполне нормальным, хотя на самом деле этот вопрос такой же бестактный, как и «почему ты не хочешь рожать». А так как дети для азербайджанского общества – это намного больше, чем дети для общества в Европе, то любой, кто думает иначе – это уже просто отклонение от нормы. Именно потому, что это так называемая НЕ НОРМА, начинаются «советы», грубое нарушение личного пространства своими упреками. Но при этом мало кто думает о том факте, что некоторые женщины, бравируя фразой «не хочу ребенка» скрывают за ней свои физиологические проблемы. Она же не обязана говорить всем, что она или ее муж бесплодны? И глупым, неуместным и оскорбительным вопросом «почему ты не рожаешь?» вопрошающий всякий раз сыплет соль на рану этой женщины. Кстати, бесплодие мужа – это особенно болезненная тема для женщины, особенно для той, которая хочет родить, но не может по этой причине позволить своим мечтам осуществиться. И развестись не хочет, потому что мужа любит. И вот тут начинаются внутрисемейные конфликты, разжигаемые родственниками, постоянно твердящими о том, что эта парочка не заводит детей. И, естественно, на женщину в нашем обществе привыкли возлагать большую часть вины, хотя, согласно медицинским исследованиям, в случае невозможности забеременеть 70% вины лежит на мужчине, и только 30% на женщине. И что? Теперь всем и каждому объяснять и отчитываться, говорить о своей боли? Никто не должен знать, почему та или иная женщина не хочет иметь детей. Мы не должны этого знать. Прежде всего, потому что это НЕ НАШЕ ДЕЛО. Мало ли может быть причин, но все они ЛИЧНЫЕ, а не ОБЩЕСТВЕННЫЕ. Совсем другое дело, если женщина САМА ПРОСИТ СОВЕТА у людей. Если же человек советов не просит, то он в них и не нуждается. Пора бы людям научиться уважать чужие решения, ибо одинаково все жить так или иначе не будут.
— Давайте рассмотрим феномен чайлдфри, которые СОЗНАТЕЛЬНО, а не по каким-либо физиологическим причинам, не хотят иметь детей. На этих людей, как правило, в нашем обществе «ставят штамп» людей с психическими отклонениями. Давайте расставим все точки над i. Так это или же нет? Тем более, что ненавистники движения чайлдфри постоянно апеллируют какими-то «исследованиями мировых ученых», якобы «доказавшими» именно психические отклонения у людей, имеющих возможность, но не имеющих желания (без каких-либо на то причин) заводить детей.
— Психической патологией это не является – сразу же поставлю точку на этом утверждении. Однозначно. Хотя отклонением от принятой нормы можно считать, потому что если мы относимся к классу млекопитающих, то у нас у всех заложен инстинкт продолжения рода. Кроме того, самым сильным инстинктом считается инстинкт сохранения жизни, борьбы за жизнь, не так ли? Но ведь встречается немало индивидуумов, у которых этот инстинкт напрочь отсутствует. Посмотрите, сколько в интернете видеороликов с так называемыми адреналинщиками-экстрималами, которые пробегают в миллиметре от несущегося поезда, разгуливают по карнизам небоскребов, фотографируются с акулами и крокодилами. Как было в случае с нашими альпинистами, чьи тела были найдены не так давно. Они сознательно знали, на что шли. А ведь – согласно своему основному инстинкту – эти индивидуумы должны поступать с точностью наоборот? И их риск общество тоже восприняло как что-то противоестественное и ненормальное. Получается, что и сознательное нежелание продолжения рода – это тоже норма, пусть и не принятая нашим ортодоксальным обществом. В любом случае, механизмам свойственно отключаться. В чайлдфри, скорее всего, механизм материнства так и не включился. Но пусть лучше это никому не принесет никакого вреда, ведь бывают матери, которые рожают (потому что надо было, мало ли что скажут люди), но они не любят своих детей. И это – очень распространенная ситуация, я вам как врач-психолог заявляю. Или, к примеру, родила и оставила в роддоме. Или выбросила на помойку. Чайлдфри этого не сделают.
Кроме того, есть такое понятие как интимофобия. Это понятие не связано с сексом, оно означает отсутствие желания заводить семью. Человек, подверженный интимофобии, не может и не хочет заводить долгих и теплых отношений, он предпочитает сидеть в своем мире как в раковине, спасающей его от бедствий и проблем, которые может принести ему внешний мир. Как правило, этой интимофобии больше подвержены мужчины, нежели женщины. У таких мужчин все есть: друзья, родственники, женщины, но ему удобно и уютно жить одному, никого не впуская в свой мир. То есть, желание быть холостяком – это тоже осознанный шаг и твердо принятое решение, с которым нужно уметь считаться и которое нужно уважать.
Так же как и уважать желание бездетных пар, которые попросту не хотят связывать себя памперсами, постоянным волнением и страхом за жизнь ребенка, ночными бдениями, младенческим плачем, и прочими негативными моментами, знакомыми миллионам родителей. Опят же повторюсь: и интимофобия, и феномен чайлдфри – это не психическое отклонение. А в обществе, живущем согласно правилам совершенно другой — психологической и социальной — формации эти два явления являются абсолютной нормой, результатом добровольного выбора индивидуумов.
Автор заметки особо хочет отметить тот факт, что любой вопрос – будь он религиозный, социальный или же политический – имеет право на жизнь, если он не мешает жить окружающим, если он добровольно принят не был никем навязан и уж тем более, если адепт того или иного вопроса или течения не навязывает своего мнения и образа жизни окружающим.
Напоследок хочется задать вопрос всем читателям: если уж говорить с точки зрения крайностей, то что по-вашему лучше — быть чайлдфри, лучше не рожать ребенка вообще, или чем забеременеть, избавиться от плода в общественном туалете или выбросить плод на помойку. Или выйти замуж, забеременеть и в случае, если это девочка, пойти на сознательное убийство в виде селективного аборта? Решать всем однозначно вам.
Яна Мадатова