Автор статьи Наира Айрумян. Представляем ее вашему вниманию.
На прошлой неделе армянские СМИ были полны оптимистичных заголовков о повышении рейтинга Армении в борьбе с торговлей людьми, свободы слова и демократии, инвестиций и т.д. Но у Армении по-прежнему мало причин для счастья. По данным рейтинга, Армения перешла от «авторитарного» режима правления к «полу-авторитарному».
В Армении никто особенно не верит в показатели данных рейтингов, в том числе международных. Как можно верить рейтингу, в котором говорится, что Армения входит в первую десятку стран с наилучшими перспективами розничных инвестиций (Global Retail Development Index 2013)?
Те, кто знает, где находится Армения, и знакомы с реальной ситуацией в стране, думают иначе. Например, посол США в Армении Джон Хефферн призвал правительство Армении не вмешиваться в ИТ-сферу для того, чтобы позволить ей спокойно развиваться. Он поддерживает партнерство «Открытое правительство», утверждая, что это поможет Армении соответствовать требованиям и критериям корпорации «Вызовы тысячелетия».
По сути полу-авторитарное правительство является серьезным препятствием на пути развития страны. Армения не взята в блокаду со стороны Турции или Азербайджана, она не страдает ни от санкций США против Ирана, ни от политики России, но в стране продолжает господствовать «полу-авторитарный» режим правления. Как нам сказали, вы должны быть благодарны за то, что Армения — это не абсолютно авторитарная страна.
Власти Армении пытаются изменить ситуацию или лишь стараются имитировать изменения. На последнем заседании парламента мы ознакомились с уровнем демократии в этой стране. Во время заседания можно было услышать взаимные обвинения относительно бесхозяйственности бюджета страны, обсуждались вопросы о взятках, судимости и были прослушаны заявления, поступившие в прокуратуру. Но все обвинения были стерты наиболее распространенным «полу-авторитарным» способом. РПА заявила, что премьер-министр страны не уйдет в отставку, Контрольная палата была обвинена в политиканстве (погоне за голосами), но все осталось, как раньше. Ничего не изменилось.
Политическая и экономическая система Армении связана жесткой системой взаимной ответственности. Любое раскрытие откроет длинную цепочку разоблачений, и система развалится. Поэтому в настоящее время они будут цепляться друг за друга крепче, чем когда-либо. Их главная цель состоит в том, чтобы предотвратить возможность разрушения какого-либо звена в этой длинной цепи.
Возможно, этот страх поддерживает сопротивление политической системы Армении и препятствует стране интегрировать в Европу, что предполагает создание других отношений в бизнесе и политике. Возможно, отношения, предложенные западными государствами, не самые лучшие, но они отличаются от тех, которые мы можем наблюдать в Армении сегодня. Европейские отношения, предположительно, могут способствовать разрушению существующей системы. Вот почему Армен Мовсисян говорит, что Таможенный союз для нас лучше, так как наша система уже давно использует его и привыкла к нему. В то время как новые европейские процессы и предложения, как ожидается, могут привести к возникновению турбулентности.
Полу-авторитарная система в Армении напоминает осажденную крепость: олигархи и чиновники опасаются троянского коня. Они поместили Армению в изоляцию, превратив страну в кипящий котел с закрытой крышкой. Но в длительном процессе нагревания, пар постепенно будет накапливаться, и, в конце концов, опрокинет крышку, когда котел начнет сильно кипеть.