Стартовал официальный визит в Азербайджан президента Ирана. Ещё перед вылетом в Баку Масуд Пезешкиан заявил, что существуют хорошие возможности, условия и потенциал для сотрудничества с Азербайджаном, стороны обсудят вопросы торговли, науки, экономики и транзитных коридоров между Ираном, Азербайджаном и Россией.
«Иран и Азербайджан имеют глубокие исторические и культурные связи, и я надеюсь, что эти визиты будут способствовать развитию и прогрессу нашей страны во всех сферах, а также позволят нам обмениваться опытом. Мы надеемся, что в ходе этого визита сможем обменяться опытом и осуществить совместные инвестиции в сфере торговли и экономики. Мы уже инвестировали в совместные транзитные коридоры и надеемся, что эти связи и дружественные отношения приведут к росту и развитию обеих стран», — цитируют президента ИРИ журналисты.
Но, возможно, не меньше информации к размышлению даёт другая новость, которая появилась как раз накануне визита Пезешкиана в Баку. Как заявил пресс-секретарь судебной и судебно-правовой системы Ирана Асгар Джахангири, Иран готов наказать человека, совершившего нападение на посольство Азербайджана в Тегеране. По его словам, все юридические процедуры для приведения в исполнение приговора в отношении Ясина Гусейнзаде, напавшего на азербайджанское посольство, завершены, и в ходе судебного процесса были тщательно защищены права погибшего и его семьи, а их законные требования были учтены. В Тегеране вновь подчеркнули, что представители судебной власти также сообщили: Иран принял дополнительные меры для обеспечения безопасности посольства Азербайджана и предпринял необходимые шаги для предотвращения повторения подобных инцидентов.
Напомним: нападение на посольство Азербайджана в столице Ирана произошло 27 января 2023 г. В этот день утром Ясин Гусейнзаде, вооружённый автоматом, прорвался через первый охранный пост (при этом дежуривший у ворот посольства иранский полицейский не пытался его остановить) и открыл огонь. В результате один сотрудник азербайджанского посольства был убит, ещё двое получили ранения.
Дальнейшие события тоже известны: Азербайджан закрыл своё посольство в Тегеране, квалифицировал нападение на дипмиссию как теракт, возложил ответственность на официальные власти Ирана, потребовал полного расследования и принятия должных мер по обеспечению безопасности азербайджанского посольства. За два с лишним года ситуацию удалось, если и не полностью разрешить, то по крайней мере в значительной степени разблокировать. Азербайджанское посольство в Тегеране возобновило работу. По мерам безопасности тоже удалось договориться. Однако вопрос привлечения к ответственности Ясина Гусейнзаде оставался нерешённым.
В Баку справедливо возмущались, что этому персонажу по горячим следам ареста была предоставлена возможность беседовать с тележурналистами, что его пытались вывести из-под ответственности, что рассуждали, будто бы он действовал в состоянии аффекта, «искал сбежавшую жену» и т.д.
Затем Гусейнзаде всё же был приговорён к смертной казни. И вот теперь, накануне визита Пезешкиана, власти Ирана объявили: формальности завершены, теперь ничто не мешает привести приговор в исполнение.
Воздержимся от ироничных «шпилек», сколько ещё времени пройдёт от этого заявления до реальной казни террориста, который напал на посольство Азербайджана и убил одного из дипломатов. Отметим другое.
Визит Пезешкиана стартовал на весьма тревожном для Ирана фоне. Новый президент США Дональд Трамп не скрывает своего намерения разобраться с иранской «муллократией». Эксперты уже обсуждали подготовку едва ли не новой военной операции США против Ирана. По сути дела, Вашингтон предъявил Тегерану ультиматум, переговоры пока идут, но условия перед ИРИ поставлены весьма жёсткие. На таком фоне позволить себе напряжённость в отношениях ещё и с Азербайджаном — это слишком большая роскошь для Ирана.
А здесь ситуация как минимум неоднозначная. С одной стороны — многовековые исторические связи, обоюдная заинтересованность в добрососедских отношениях, совместные транспортные и логистические проекты, начиная от коридора «Север — Юг» и заканчивая «иранским коридором», который может стать альтернативой Зангезурскому.
Но с другой стороны, никто не забыл и иранских учений с наступательным сценарием у границ Азербайджана, и антиазербайджанских заявлений, которые озвучивают в Иране представители «муллократии», и провокаций иранских спецслужб уже на территории Азербайджана.
Победа на президентских выборах Масуда Пезешкиана, этнического азербайджанца, который публично читает стихи Шахрияра на азербайджанском языке, и тем более его визит в Баку и переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым дают хорошую возможность «развязать узелки» и вывести сотрудничество и добрососедские отношения Азербайджана и Ирана на новый уровень.
Азербайджан не раз подчёркивал: наша страна выступала и выступает за добрососедство и сотрудничество, более того, Азербайджан не позволит превратить свою территорию в плацдарм для антииранских действий. Но очень многое зависит от того, какую позицию займёт Тегеран.