Итак, сегодня мы наблюдаем новое умозаключение из Милли Меджлиса, депутаты которого решили в очередной раз «улучшить» жизнь простого народа, и приступили к обсуждению очередных изменений в Закон о пенсионном обеспечении граждан. И если прежние поправки касались трудовых пенсий, то теперь речь идет о пенсиях по инвалидности.
Так, согласно ныне действующему законодательству, пенсия по инвалидности назначается людям, трудовая деятельность которых невозможна или ограничена (ввиду физических, психических или умственных отклонений). Тем не менее, в случае утверждения рассматриваемых поправок пенсии будут выплачиваться лишь тем инвалидам, которые нуждаются в социальной поддержке, а инвалиды, проживающие в приемлемых социальных условиях, будут лишены права на социальную финансовую поддержку.
Но насколько хорошо – этого пока что не знают даже сами депутаты. Хотя, если бы инвалиды в Азербайджане жили бы так же хорошо, как депутаты ММ, никаких возражений тогда не было. Действительно, кому нужны жалкие подачки в размере 120 манат, если у человека полное гособеспечение, бесплатная медицина (в том числе и санатории за счет государства), специализированные магазины, где деликатесы продаются за смешные цены, бесплатные коммунальные услуги, сотовая и городская телефонная связь, интернет? Захотел полететь куда-нибудь – оплачиваешь только 30% стоимости билета – кто ж откажется? Не жизнь, а малина, даже инвалидность в таком социальном раю вряд ли так остро беспокоила бы.
Но, как говорится, в рай попадают только избранные (а в социальный рай – исключительно «народные избранники»), а потому, как говорится, мечтать не вредно.
Видимо это понимают и сами «народные избранники», которые ежегодно стремятся «улучшить» жизнь самой незащищенной и уязвимой прослойки азербайджанского социума – пенсионеров и инвалидов.
Так, еще 1 февраля 2017 года в ММ вынесли решение: инвалиды II и III группы будут считаться трудоспособными. Об этом на пленарном заседании ММ заявил депутат Муса Гулиев, касаясь изменений в законе «О трудовых пенсиях».
По его словам, это шаг предпринимается с целью создать условия для работы людей данной категории:
«Следует вынести на повестку вопрос трудоустройства инвалидов. Мы должны следить за этим и уделить этому вопросу внимание».
А вот только вещают наши депутаты из совершенно иной реальности, и, по видимому, не в курсе Муса Гулиев, что если человек проходит под грифом инвалидности, то он уже автоматически отсеивается из рядов работоспособных (даже если инвалидность 1-й или 2-й группы). Ну, исключения из правил бывают, к примеру, если государство объявит устройство инвалидов на работу в рамках госпрограммы. Но пока что такой программы в стране нет, а потому депутаты не уделяют этому вопросу никакого внимания — несмотря на обещание М. Гулиева.
А с 1-го июля 2017 года была повышена планка пенсионного возраста – все для народа, все для человека…
Но теперь отбросим в сторону сарказм.
На самом деле, о каких ПРИЕМЛЕМЫХ условиях могут рассуждать депутаты, если элементарные права инвалидов в Азербайджане не соблюдаются? «Народные избранники» отметили, что пенсии должны получать те инвалиды, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нуждаются в помощи государства. НУЖДАЮТСЯ – вот ключевое слово. Нуждаются, получая грошовые пенсии и пособия, нуждаются – лишенные льгот и помощи от государства. Наверняка, нет никого среди читателей этой заметки, кто бы подумал следующее: пенсии у зажиточных инвалидов отменят и распределят среди тех, кто в ней нуждается. А теперь давайте представим такую картину: на конец 2016-го года в Азербайджане проживает 568149 граждан с инвалидностью. Детей-инвалидов из них — 65482, что составляет 12% от общего количества людей с ограниченными физическими возможностями. Эти люди недостаточно интегрированы в общество, полноценная жизнь для них давно осталась за гранью, ибо нет соответствующих условий, к примеру, пандусов во всех жилых зданиях и в общественном транспорте.
А потому наши инвалиды сидят в четырех стенах: найти работу инвалидам Азербайджане нереально, а жить на одну пенсию – легче умереть. Позорная бедность зачастую гонит их на улицы, чтобы просить милостыню. И еще великое счастье, если у этих людей есть дети, которые за ними ухаживают.
А вот теперь давайте представим: для чего именно «народным избранникам» потребовалось лишать жалких грошей «живущего в приемлемых условиях» инвалида. Как уже было упомянуто выше, количество людей с ограниченной ответственностью в нашей стране — 568149 человек. Социальное пособие инвалида II группы — 55 манатов (прибавка — 5 манатов 50 гяпик), инвалида I группы — 65 манатов (прибавка — 6 манатов 50 гяпик + 60 манатов им начисляется согласно Указу Президента). Ну отберут у «живущего в приемлемых условиях» инвалида эти жалкие гроши, и что? Государство станет богаче? Или другим инвалидам будет от этого существенная помощь при разделе этих копеек? Ведь если из вышеназванной цифры 568149 человек хотя бы одна сотая часть живет в так называемых «приемлемых условиях», то лишение их пособий делу помощи все равно не поможет.
По мнению экономиста Натига Джафарлы, человеческий фактор вообще не должен участвовать в определении статуса.
— Когда предлагают заново пересмотреть выдачу пособия по инвалидности, и заново пересчитать нормативы по этой части, то неудивительно, что подобные инициативы воспринимаются с недоумением. В мировой практике существует стандартное отношение к людям, получившим инвалидность, то есть работает один-единственный фактор – общего подхода к проблеме. Нет никакой квалификации – в каком социальном и экономическом положении находится человек. Если проблема делится на конкретные стандарты, то очень сложно вмешательство человеческого фактора. В данный момент депутаты обсуждают этот вопрос, а, соответственно, конкретные люди будут определять социальное положение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Получается, что после определения этих лиц и от их мнения будет зависеть социальное обеспечение инвалидов. То есть, вперед снова выходит на первый план именно человеческий фактор. А чем это чревато в Азербайджане – каждому известно: начинает работать коррупционная машина, имеют место договоренности. И потому я думаю, что обязательно нужны единые стандарт по отношению ко всем, как это принято во всех цивилизованных странах, и после того, как единый стандарт будет утвержден, то после этого человеческий фактор в определении лиц с ограниченными возможностями должен свестись к минимуму. Только таким путем можно обеспечить справедливое отношение к лицам с ограниченными возможностями.
Но увы. Сегодня судьба сотен тысяч решается (сознательно или по безграмотности – это другой вопрос) в обход мировой практики.
А как у нас в Азербайджане определяются «приемлемые условия» — известно всем. Но, тем не менее, официальная пресса пестрит сногсшибательными сообщениями о благих намерениях. Так, к примеру, в 2016-м году появилось сообщение о том, что в Азербайджане бедным семьям будут выделены средства для создания бизнеса в размере 4000 манатов. Речь идет об исполнении распоряжения президента Ильхама Алиева «О дополнительных мерах в области обеспечения самозанятости населения» от 7-го апреля 2016 года. Согласно документу, кроме обеспечения малоимущих семей работой им будут выделяться дополнительные средства для создания бизнеса. В этих целях из госбюджета министерству выделено 6 миллионов (!) манатов. Только вот куда пошли эти миллионы – не знает никто.
И если уж речь зашла о малоимущих семьях, то достаточно вспомнить, как именно эти люди получают помощь. Нужно быть абсолютно бедным, чтобы получить адресную помощь. Если же комиссия, пришедшая из госведомства, заметит в квартире хотя бы телевизор, то выносится решение – пособий (грошовых, заметьте) не давать. Раз есть телевизор, значит, и на хлеб смогут заработать. И иди потом доказывай, что телевизор отдали семье сердобольные люди. И потому мы не сильно удивимся, что подход к пресловутым «приемлемым условиям» жизни инвалидов будет определятся именно так. Не всем же, рожденным, живущим и умирающим в Азербайджане посчастливилось иметь родственников в депутатском корпусе.
А пособия матерям-одиночкам? Если прожиточный минимум в 2016 году был установлен следующим образом — для детей — в размере 117 манатов, для взрослых — 146 манатам, пособие на ребенка было равно всего 40 манатов. За новорожденного выплачивают единовременное пособие в размере 90 манатов. Но тем не менее, кто из депутатов или чиновников того же Министерства соцобеспечения поднимал своих детей на такие гроши? Разве в силах они понять нужды человека, живущего за чертой бедности и являющегося частью наиболее уязвимой социальной прослойки?
Яна Мадатова
Minval.az