Не так давно на сайте 1news.az был представлен красочный репортаж из этого же самого села, в котором сегодня находимся мы. И целью нашей поездки является задача: как можно больше разузнать о реальном положении дел в Ивановке. Но насколько разнится прилизанная и вычесанная информация, предложенная читателям сайта 1news.az c тем, что мы увидели собственными глазами!
Мы беспрепятственно добрались до Ивановки, блокпостов, которыми нас пугали в городе, мы не заметили. На въезде в село красуется надпись: Ивановка. Колхоз имени Никитина». Пожалуй, эта вывеска — единственное, что осталось от лучших времен.
Село под надзором
В селе, где когда-то жило 5 тысяч человек, сегодня проживает от силы 2000-2300 – русские, лезгины, азербайджанцы. Уже с самого начала путешествия по селу создается тягостное ощущение. Перед нашими глазами практически вымершие улицы, которые невольно сравниваешь с украинской Припятью. Разбитые дороги (семь загибов на версту), местами перекошенные ограды, ветхие домики с надписью «Продается». Кстати, домов, выставленных на продажу, очень много.
Редкие прохожие неохотно идут на контакт, хотя раньше жители этого села славились радушием и не прочь были поговорить по душам. Сегодня нежелание жителей идти на контакт вполне объяснимо: еще слишком жива память о недавних исмаиллинских событиях, и в поведении жителей, в общей обстановке явно прослеживается острая полоса отчуждения – от всех и вся. Около столовой, в которой мы собирались пообедать, нас остановил полицейский в форме серого цвета (носители такой формы являются сотрудниками Полиции Быстрого Реагирования, разгоняющей и подавляющей митинги). Между нами произошел следующий диалог:
— Вы откуда? Из Баку?
— Из Баку, — ответили мы.
— А по какому поводу здесь?
— Приехали отдохнуть, закупить молочных продуктов.
— А я вас не видел во время митинга в Исмаиллы? Перед отелем «Чыраг»? – подозрительно сузив глаза, обратился он к одному из наших сотрудников. – Зачем у вас камера?
Мы ответили, что мало, мол, у кого есть камеры. Не только же у журналистов. Полицейский, смерив нас взглядом, с сарказмом пожелал нам приятного отдыха и ретировался. Но на всякий случай мы запомнили номер его машины.
Позже жители села рассказали, что в селе находится около 40 полицейских – уже около месяца. После памятной ночи с отелем «Чыраг» уже на следующий день, когда оскорбленные исмаиллинцы шли жечь виллу В. Алекперова, расположенную в селе Ивановка, местные жители хотели поддержать бунтовщиков, но полицейские пресекли эту попытку. И с тех пор Ивановка «курируется» полицией. Жители неохотно идут на контакт, судя по всему, они опасаются кого-то или чего-то. Это сильно затрудняет нашу работу. Но желающие поговорить по душам все же нашлись.
«Выживаем, как Бог пошлет»
Улица Г. Алиева в центре Ивановки – самая ухоженная и акуратная. Здесь находятся отремонтированные здания клуба и сельсовета, позолоченный памятник Г. Алиеву и бюст основателю колхоза – Никитину, о котором с любовью и гордостью вспоминает старшее поколение села. Так же на этой улице находится дом Министра Труда и Соцзащиты Ф. Алекперова. Точнее, даже не дом, а своеобразный жилой комплекс, в который входят сразу несколько домов. Не смотря на постоянно присутствие сторожа, нам все же удалось сделать фотографии.
Торговые объекты, в основном, точки общепита, которые мы увидели, принадлежат азербайджанцам и лезгинам.
Часть жителей Ивановки живут продажей молочных продуктов, но таких немного. Большинство ивановцев скотину не держат. А потому жизнь для них начинается только в теплое время года. И если летом в красивую, цветущую Ивановку едут туристы, то зимой жизнь здесь замирает. А стало быть, и доходы ивановцев резко сходят на нет.
А уж как перезимуют – знает разве что только Бог, в которого они так истово верят. Кстати, в Ивановке живут представители многих религиозных течений: баптисты, пятидесятники, христиане, мусульмане, адвентисты 7-го дня.
В Ивановке немало магазинов. Есть большой (и практически пустой) продовольственный магазин, есть несколько мини-маркетов, в которых цены на продукты питания не меньше чем в Баку, а качество продуктов оставляет желать лучшего. Так, купленная нами сырокопченая колбаса, стоящая в Баку манатов 8-10, в Ивановке нам обошлась в 18 манатов. Удивило наличие на прилавках Каунасской сметаны, которая стоила на 40 копеек дороже, чем в Баку. Владельцы магазинов, в основном, лезгины.
В низине села строятся комфортабельные, прочные дома. По словам ивановцев, состоятельные жители столицы охотно скупают старые домики с приусадебными участками и начинают застраиваться. Цена на землю и дома варьируют от 10 до 70 тысяч манатов. Таким образом, Ивановка сдает свои позиции и, судя по всему, скоро это некогда гостеприимное и богатое село Исмаиллинского района переименуют в «Бакиновку». Единственное, чем сегодня изобилует Ивановка, так это портретами Главы Государства и его покойного отца, а также лозунгами, на которых запечатлены их «бессмертные» изречения.
К сожалению, нам не удалось поговорить с Председателем сельсовета Ольгой Жабиной– по причине выходного дня. Но это неважно, гораздо важнее – собственные впечатления, а они – не лучшие. Потому что уровень бедности жителей Ивановки – налицо.
Мы посетили также пантеон памяти ивановцев, павших в Великой Отечественной войне, который давно уже нуждается в ремонте. Вечный огонь зажигают только на 9 мая. По-видимому, сказывается «дефицит газа», хотя перед каждым домом установлены современные газовые счетчики SOCAR, которые накручивают невероятные счета, и ивановцам приходится платить за газ в 2-3 раза больше.
А вот и второй наш собеседник: молодая женщина по имени Татьяна, которая прогуливалась около сельсовета с коляской. Мы подошли поближе, поздоровались. Татьяна охотно пошла на контакт, рассказала о своей нелегкой жизни. Она раньше работала в Баку, потом потеряла работу и вернулась в Ивановку. Позже врачи вынесли приговор: онкология. Для того, чтобы выжить, пришлось практически все распродать.
— Меня оперировали в Баку несколько раз, я изрезана сверху до низу. С работой в селе очень тяжело. И если раньше в Ивановке раньше никогда не запирали дверей, сегодня это невозможно, потому что участились случаи воровства. Люди живут бедно, и их можно понять. Когда-нибудь и я отсюда уеду, если появится возможность. Но ее пока нет.
На нас смотрит голубыми, как ивановское небо, глазами маленькая Мария, девочка, названная именем Богоматери. И мы не знаем, какая судьба ждет этого прелестного ребенка. Кто знает, возможно, когда-нибудь она будет жить лучше, чем ее мать. Но вот только когда? И где?
Цена ивановца – 1 манат в день
Время обеда. Мы пришли в столовую, сделали заказ. Обслуживал нас молоденький официант (14-15 лет) по имени Василий. Мы задали вопросы и ему:
— Ты такой молодой, почти ребенок еще. Наверное, нелегко живется, раз ты подрабатываешь в кафе?
-С работой очень плохо, — отвечает Василий. – Да и какая работа может быть здесь? Колхоз платит за работу 1 манат в день. А жители села живут, в основном, сдачей квартир, продажей продуктов. Поэтому все и уезжают отсюда.
— А в Баку ты был? – спрашиваем мы.
Василий рассказал, что он был в Российском посольстве, получал паспорт. Так же он был и в Садаряке. Больше никакими воспоминаниями о Баку Василий не поделился.
— А разве вам не помогает Русская община? – спросили мы.
Увы, Василий о ее существовании даже не слышал. Как мы выяснили позже, не только он один.
Яна Мадатова
Фото и видео Илькин Зеферли