Баку по-прежнему рассматривается многими в первую очередь как экспортер газа, но доходы от ископаемой энергии в значительной степени используются для развития зеленой промышленности. Об этом в интервью Minval.az заявил венгерский эксперт, доцент кафедры исследований международной безопасности Университета государственной службы Людовика и внешний научный сотрудник Венгерского института международных отношений Петер Степпер.
— Как вы оцениваете уровень политических и экономических отношений между Азербайджаном и Венгрией?
— Без Азербайджана не может быть интеграции и стабильности на Южном Кавказе, которые жизненно важны для европейских стран, и особенно для партнеров, более близких к региону, таких как Венгрия. Венгерско-азербайджанские отношения важно также рассматривать в политико-экономико-культурном, тройном, измерении.
Совместная работа в рамках Тюркского совета, в котором Венгрия является страной-наблюдателем, и уважение общих исторических традиций создали возможность для стабильного политического сотрудничества. Это уже заметно в экономической и торговой сферах. Двусторонняя торговля между нашими странами значительно возросла за последние несколько лет. Азербайджан является одной из ключевых стран-импортеров энергоносителей для Будапешта, особенно с учетом того, что отход от российских энергетических якорей ускорился после начала войны в Украине в 2022 году.
— Венгрия намерена инвестировать в сектор зеленой энергетики Азербайджана. На каком этапе находится реализация проекта Зеленого коридора от Каспийского до Черного моря с выходом в Европу, в котором Венгрия также участвует?
— Представители венгерского правительства назвали и обозначили масштабный проект, о котором Петер Сийярто, министр иностранных дел и торговли, рассказал более подробно в Бухаресте в начале сентября 2024 года, проектом Azeri Green Power. Венгрия будет покупать ветровую энергию у Азербайджана и гидроэнергию у Грузии через новый, чрезвычайно длинный трубопровод, который, по словам министра, «не может быть более зеленым». Импорт зеленой энергии не только в Венгрию, но и в Румынию и Болгарию является хорошей возможностью. Для этого потребуется рекордная длина трубопровода под морем в 1100 км, а надземное строительство достигнет венгерской границы примерно в 2028-2029 годах. Для его строительства в сентябре 2024 года было создано совместное венгерско-румынско-грузино-азербайджанское предприятие, региональным партнером которого выступила Болгария.
— Когда будет завершен данный проект?
— Создание совместного предприятия является точкой невозврата, и проект, который будет основан на зеленой энергетике, определенно будет завершен не позднее 2029 года.
Успех коридора зеленой энергии потребует строительства новой высоковольтной линии электропередачи через Румынию. Будапешт неустанно работал над тем, чтобы Румыния и Болгария вошли в Шенгенскую зону с 1 января 2025 года в рамках венгерского председательства в ЕС, и его успешное содействие значительно улучшило отношения с Бухарестом. Будапешт надеется, что улучшение отношений также поможет добиться прогресса в сфере энергетики, и что все пять стран региона получат выгоду от импорта зеленой энергии из Азербайджана. Проект, скорее всего, будет финансироваться из фондов ЕС.
— В настоящее время около половины поставок природного газа в Венгрию поступает из России. Несмотря на важность сотрудничества с Россией, Будапешт пытается снизить эту зависимость от Москвы. Как вы оцениваете роль сотрудничества с Азербайджаном в этом вопросе?
— Азербайджан пытается найти правильный баланс при запуске проектов зеленой энергетики и является сторонником постепенности. Конечно, Баку по-прежнему рассматривается многими в первую очередь как экспортер газа, но доходы от ископаемой энергии в значительной степени используются для развития зеленой промышленности. Будапешт также является сторонником этого подхода. Без импорта газа из России цели по защите климата, которые были заявлены на конференции COP29 в Баку, в настоящее время не были бы экономически и устойчиво достижимы. Поэтому Будапешт параллельно работает над диверсификацией своих поставщиков газа, постепенно заменяя своих российских партнеров новыми, такими как Азербайджан, и над сокращением использования ископаемой энергии.
— Во время встречи с президентом Ильхамом Алиевым Виктор Орбан выразил благодарность за поддержку Азербайджана в деле сближения Венгрии с тюркской семьей и развития отношений с Организацией тюркских государств. Вероятно ли, что Венгрия станет частью этой организации в ближайшем будущем?
— Венгрия присоединилась к Тюркскому совету в качестве страны-наблюдателя в 2018 году, а с 2021 года пять полноправных членов и четыре страны-наблюдателя будут работать вместе как Организация тюркских государств. Будучи членом финно-угорской языковой семьи, Венгрия образует языковой анклав между славянскими и латиноязычными этническими группами в Европе, но многие из новых слов, используемых венгерским народом, восходят к XVI веку, когда они использовались во времена миграции Габсбургов и турецкой оккупации. Эта языковая связь проливает свет на то, почему стало возможным такое региональное партнерство между странами, находящимися на расстоянии тысяч километров друг от друга. Будапешт гордится своими турецкими культурными связями и стремится использовать их потенциал мягкой силы для построения политико-экономических отношений. Возможное развитие статуса наблюдателя в будущем не исключено, но уже сейчас стороны получают существенные выгоды от сотрудничества.