
Азербайджан сможет наращивать свой статус транспортного хаба в сфере энергетических ресурсов на фоне кризиса, связанного с введением масштабных антироссийских санкций. Потому что является страной, которая сохраняет хорошие отношения с Западом. Западу Азербайджан нужен как источник альтернативного газа по системе TANAP-TAP, стабильность азербайджанских поставок для Европы делает его крайне важным и востребованным партнером. Об этом в беседе с Minval.az сказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
Также, у Азербайджана хорошие, устойчивые отношения с Россией, что весьма устраивает Москву. При этом Азербайджан является стратегическим партнером Турции. Таким образом, по его мнению, находясь недалеко от очага конфликта России и Украины, но при этом поддерживая хорошие отношения со всеми его участниками, Азербайджан получает еще больше перспектив для укрепления своей позиции.
«Потому что есть страны, которые оказались втянуты в это противостояние и сейчас у них много проблем. Есть государства, которых пытаются втянуть в этот конфликт, например, США чуть ли не каждый день требуют от Саудовской Аравии и ОАЭ увеличить добычу нефти, по сути, разорвать соглашение ОПЕК, плюс осудить Россию – так или иначе их пытаются втянуть в эту историю. Если же они не втянутся и сохранят нейтралитет, думаю, получат много возможностей, например, станут заменой для России западных банков, их валюты будут востребованными для торговли с Россией и другими регионами мира, через них будут вестись различные бизнес-операции», – подчеркнул он.
По словам эксперта, США конечно были бы очень рады, если бы Баку осудил Россию в текущей ситуации, «но Азербайджан, этого делать не будет, сыграв здесь тонко и грамотно, с точки зрения больших политических интриг».
По его словам, Европа тоже была бы рада, если бы увеличились поставки туркменского газа через каспийский регион и Азербайджан в Европу.
«Но, я думаю, Азербайджан будет действовать аккуратно и «не станет бежать впереди паровоза», потому что, тут важно учесть, в каких объемах будут осуществляться поставки и как это будет согласовано с другими региональными участниками. Хотя, схема рабочая. Например, работающая по системе свопа с Ираном, где Туркменистан отдает свой газ Ирану, Иран передает свой Азербайджану, а Азербайджан может использовать ее для трубопроводного экспорта», – отметил Митрахович.
Но, по мнению эксперта, Азербайджан наверняка будет использовать новые возможности осторожно, постепенно наращивая объем таких поставок, чтобы не испортить отношения с Россией, а также иметь возможность расширить мощности газового транзита при надобности с помощью того же российского газа.
«Это в случае, если Европа будет нуждаться в заметном увеличении поставок, а объемов азербайджанского и туркменского газа может оказаться недостаточно», – заметил он.
Эксперт допускает, что возрастет потенциал Азербайджана в сфере транспортной наземной логистики, транзита нефти.
«Неизбежно то, что сейчас система транспортных логистических цепочек будет пересмотрена, поскольку ряд компаний отказывается работать с Россией и в этом случае именно Азербайджан может стать таким перевалочным пунктом, притом в совершенно разных направлениях. Также с учетом того, что казахстанская нефть прокачивается по территории России с дисконтом, Казахстану, вероятнее всего будет выгоднее начать транспортировать ее через Азербайджан. И Азербайджан, по логике, должен воспользоваться этим возможностями», – резюмировал наш собеседник.
В. Мансуров