Эксперты и политологи вновь самым пристальным образом изучают программные заявления президента Азербайджана. Напомним: в интервью местным телеканалам глава государства рассказал и о борьбе с коронавирусом, и об экономике, и о многом другом. Но, по вполне понятной причине, в центре внимания оказался «карабахский» блок.
Ильхам Алиев четко и недвусмысленно провел «красные линии»: «В нашей позиции не может и не будет никаких изменений, — предупредил президент. — Наша позиция основана на исторической справедливости, а также на международном праве. Конфликт должен быть решен в рамках территориальной целостности нашей страны. Азербайджан не даст разрешения на создание второго армянского государства на азербайджанской земле». После чего, напомнив, что армянские войска должны быть выведены с оккупированных территорий, граждане Азербайджана должны вернуться на землю предков, подверг весьма жесткой критике деятельность, вернее, бездеятельность Минской группы ОБСЕ, отметив, что Азербайджан ожидает от посредников «конкретных заявлений»: «Премьер-министр Армении говорит: «Карабах – это Армения». Я отвечаю на это, причем как следует. Но почему Минская группа не отвечает на это?»
Как отметил Ильхам Алиев, «армянская сторона уже два года пытается изменить формат переговоров и заявляет, что Азербайджан должен вести переговоры с вымышленными, фиктивными «лидерами» пресловутого Нагорного Карабаха. На это дается адекватный ответ? Нет». Более того, «до сих пор никем не признанный криминальный нагорно-карабахский режим провел несколько «выборов», торжества в Шуше. Почему на это нет адекватной реакции? Почему не говорится о том, что это – провокация, за которую Армения будет нести ответственность». Как подчеркнул глава государства, «каков основной тезис их заявления – военный вариант невозможен. Кто сказал? Откройте Устав ООН и посмотрите, имеют страны право на самооборону или нет? Кем вы себя возомнили?! Вы выше ООН?! Вы выше Устава ООН?!». После чего подвел итог: «Сейчас они придумали выражение «субстантивные переговоры». Они сами придумали это выражение, его суть понятна – да, не меняя формата переговоров по существу и не дополняя имеющийся на столе предмет переговоров. В этом случае мы, конечно, будем участвовать в переговорах. В противном случае не будет никакой необходимости в проведении бессмысленных переговоров». А в завершение посоветовал: «Пусть никто не забывает об апрельских боях».
Здесь можно, конечно, посоветовать сопредседателям Минской группы заново «изучить ситуацию в регионе» и уяснить для себя: четверти века безрезультатных переговоров должно быть достаточно для понимания, что нынешняя модель посредничества, состоящая из увещеваний и призывов в стиле «худой мир лучше доброй ссоры», «лучше разговаривать, чем воевать», и «стороны сами должны найти решение», увы и ах, не работает. А еще — обратить внимание на провокационные заявления и действия армянской стороны. Только вот в чем дело.
Минскую группу ОБСЕ в Азербайджане критиковали и критикуют давно и справедливо — и за аморфность, и за бездействие, и самое главное, за то, что вот уже сколько лет переговорный «маховик» прокручивается вхолостую. Но глава государства не просто подверг деятельность, вернее, бездеятельность посредников жесткой критике. Прежде всего, глава государства провел «красные линии» и четко заявил, что Азербайджан от своей позиции не отступит. Кроме того, он преподал посредникам, которых только ленивый не назвал «третьесортными дипломатами», урок международного права и объяснил, чего в реальности стоят их увещевания и призывы и как далеко они разошлись и с Уставом ООН, и с международными трендами. Ильхам Алиев по сути дела поставил Минскую группу перед выбором: или эта непонятная структура, взявшая на себя роль «переговорщика», «медиатора» и т.д., переходит к реальному урегулированию конфликта и, подберем самый мягкий эпитет, призывает армянских агрессоров к порядку и заставляет официальный Иреван уважать международное право вообще и границы Азербайджана в частности, или Азербайджан сделает это сам. То есть напомнил, что Азербайджан в полном соответствии с Уставом ООН оставляет за собой право на восстановление своей территориальной целостности военным путем — если Минская группа со своей задачей не справится. Сегодня, после всех тех преобразований, в том числе в военной сфере, которые были проведены в нашей стране, после впечатляющих успехов азербайджанской дипломатии, в том числе на европейском направлении, президент Азербайджана может позволить себе выступать со столь жесткими заявлениями, очерчивать «красные линии» и направлять месседжи, над которыми стоило бы крепко подумать уже его визави. Политика — она, конечно, искусство возможного, но горизонты этого самого «возможного» Азербайджан под руководством президента Ильхама Алиева для себя многократно расширил.
В самом деле, свое предупреждение Ильхам Алиев озвучил уже на фоне принципиально иного расклада сил. За прошедшие годы наша страна создала современную боеспособную армию, и эта армия уже показала себя в деле. Еще после апрельских боев 2016 года стало понятно, что военное решение у конфликта есть. Гызылгая-Гюннютская операция и продвижение на Газахском направлении стали для Армении настоящей катастрофой в сфере военной логистики. Азербайджанская армия совершенствует боевые навыки, проводит полевые учения и отрабатывает будущие операции по освобождению ныне оккупированных Арменией азербайджанских земель. И это — не более чем «ответная стратегия»: регион отчетливо сползает к военному решению из-за безответственной политики Армении. Где не только не делают реальных шагов к урегулированию, но и расширяют географию территориальных притязаний, включая в их орбиту Нахчыван, территорию бывшего Гирдыманского ханства и т.д. И самое главное, ни среди власть имущих, ни среди оппозиции Армении не заметно сил, которые могут взять на себя миссию «партии мира».
Более того, по ту сторону линии фронта — явные признаки подготовки к террористической войне, что, будем реалистами, полностью соответствует армянским политическим традициям. Министр обороны Армении Давид Тоноян еще весной 2019 года обещал создать «штурмовые группы», которые «устроят хаос» в тылу «противника», а эксперты поясняли: имеются в виду удары по нефтепроводам и прочим стратегическим объектам. А теперь новоиспеченный ханкендинский гауляйтер Араик Арутюнян знакомится с подготовкой местного «спецназа», и нетрудно догадаться: расчет делается на то, что в Иреване попытаются от действий этого самого «спецназа» откреститься.
Только вот это как раз тот случай, когда уместно вспомнить нашумевший «карантинный» совет: «Дорогой, ты можешь договориться с охранником или даже хозяином мини-маркета, чтобы тебя туда пустили без маски, но помни, что с коронавирусом ты при этом не договорился». И эти оправдания могут показаться убедительными самим иреванским политтехнологам, только вот «в поле» они не сработают. Особенно когда дело дойдет до военного решения.
Нурани, политический обозреватель