Сегодня «протокольные правила», увы, диктует COVID-19 — встречи проходят в формате видеоконференции, и недавний саммит «Восточного партнерства» не стал исключением.
Эксперты в области международных отношений уже строят версии, останется ли этот формат востребованным и после пандемии коронавируса. Опытные наблюдатели напоминают: в отличие от классических встреч, формат видеоконференции не предполагает неформального общения участников, «культурной программы», приемов, обедов и т.д. — ничего, кроме самой встречи.
Формально нынешний саммит не предполагал ни жесткой дискуссии, ни обсуждения каких-то решений, после чего можно было бы делить его участников на победителей и проигравших. Но это формально. А в реальном прочтении встреча завершилась уверенным дипломатическим успехом президента Азербайджана Ильхама Алиева и очередным оглушительным позором премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Уже по горячим следам информагентства приводили хронологию событий. Саммит шел своим чередом, выступили лидеры ЕС, затем — стран-участниц ВП. Президент Ильхам Алиев в своем выступлении коснулся не только развития связей Азербайджана с Евросоюзом — главной темой был Карабах. Алиев, напомнив, что «два года назад в Брюсселе между Азербайджаном и Европейским Союзом был парафирован документ «Приоритеты партнерства», в котором подчеркивается приверженность обеих сторон принципам независимости, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности признанных на международном уровне границ», подчеркнул: «Конфликт между Арменией и Азербайджаном должен быть урегулирован на основе тех же принципов». Президент напомнил и об оккупации Арменией 20% признанной на международном уровне территории Азербайджана, и о том, что «в результате проводимой Арменией политики этнической чистки более 1 миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами», и о том, что Армения вместо выполнения 4 резолюций СБ ООН осуществляет политику незаконного заселения на оккупированных территориях. И завершил: «Вопреки тому, что говорит премьер-министр Армении, пытающийся свести на нет суть и формат переговоров, Нагорный Карабах – это не Армения, Нагорный Карабах – это Азербайджан, и весь мир признает его таким. Территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена». По сути дела, президент Азербайджана провел «красную линию» и дал понять, что территориальная целостность нашей страны и ее государственный суверенитет не будут предметом торга. Причем сделал это на саммите ВП, не оставив даже теоретического места для рассуждений на тему «это заявления для внутренней аудитории». И еще обнулил очередные призывы Пашиняна «публично согласиться с тем, что любое урегулирование должно быть приемлемо для народов «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Minval.az), Армении и Азербайджана». Президент Азербайджана четко и недвусмысленно дал понять, что наша страна от своей принципиальной позиции не отступит.
Пашинян был явно не готов услышать такое, да еще на саммите «Восточного партнерства». Это, похоже, «вывело его из равновесия» (если уж кому-то режут слух выражения типа «сорвало с катушек»).
«Революционный премьер» не стерпел и подал реплику на армянском языке, не надеясь, особенно после мюнхенского провала, на свой английский. Безбожно перевирая решение ЕСПЧ по делу Сафарова, принялся обвинять Азербайджан в «расовой политике против армян», рассуждать о том, что, дескать, «армяне Нагорного Карабаха обладают правом самообороны» и т.д. После чего удостоился жесткого, уже «персонального», ответа от президента Азербайджана. Ильхам Алиев, вновь обвинив Армению в оккупации азербайджанских земель, добавил, что «не советовал бы премьер-министру Армении говорить о расизме, так как армянские террористы известны во всем мире. Человек по фамилии Карапетян, совершивший террористический акт в парижском аэропорту Орли, впоследствии был экстрадирован в Армению и помилован президентом Армении. Именно поэтому я бы рекомендовал ему сидеть тихо, когда идут обсуждения по таким вопросам». Словом, в результате своего «экспромта» Никол Пашинян оказался в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.
Возможно, законы жанра требуют здесь отметить, что президент Ильхам Алиев в своем выступлении не только основывался на исторической правде и позиции международных организаций. Очередную «публичную порку» Армении глава государства устроил после того (и на фоне того), как позицию Азербайджана по Карабаху открыто и гласно поддержал Евросоюз. Причем это касается и «двусторонних» документов между Брюсселем и Баку, и определенных Советом ЕС основных приоритетах политики в отношении стран Восточного Партнерства, и многих других документов. Словом, при нынешнем раскладе президент Азербайджана вполне может позволить себе такую «дипломатию с позиции силы». Тем более что Азербайджан для Евросоюза — это ценный и перспективный партнер. В активе у нашей страны (о чем в своем выступлении тоже напомнил глава государства) — и «Южный газовый коридор», и поставки нефти, и дипломатические инициативы уровня приглашения руководства ЕС на саммит Движения Неприсоединения. А что в активе у Пашиняна? Невнятные рассуждения о «цивилизационном выборе» и столь же невнятные и надоевшие попытки «дорого продать» на европейской арене свое «дымб-дымб-ху»?
Точно так же можно отметить, что Пашинян действительно упустил хороший повод промолчать. Более того, после такого впечатляющего сеанса «воспитательных мер в большой политике» Пашинян собирает заседание Советов безопасности Армении и Нагорного Карабаха, что уже само по себе — демонстративное подтверждение оккупации азербайджанских земель. Выдает шедевральный ляпсус, заявив: «…Наши народы имеют равные права, не может один народ быть под властью другого». Правда, позабыл, что моноэтничная Армения — это скорее исключение, чем правило, и общины меньшинств есть во многих странах мира, доказал, что в Иреване придерживаются «философии» в стиле «если здесь живут армяне, значит, это должно стать частью Армении», и еще предоставил изрядную информацию к размышлению к примеру, властям Грузии, где есть такой регион, как Джавахетия. А еще бойко убеждал легковерную аудиторию, будто бы это не он опозорился на всю Европу, а как раз наоборот, что такой-сякой Азербайджан якобы «повышает градус и масштаб своих заявлений» исключительно по внутриполитическим мотивам.
Только вот даже с учетом особенностей восприятия иреванской аудитории у Пашиняна немного шансов «погасить» нарастающее в Иреване беспокойство. По ту сторону линии фронта не могут не замечать, что Азербайджан усиливает и дипломатическое, и «силовое», пока в виде учений, давление на Иреван. Жесткие перепалки на международных встречах, конечно, случаются. Но чтобы главе правительства публично посоветовали «сидеть тихо» — такое происходит ой как нечасто. Особенно на европейских «площадках». А это уже не просто политические неприятности. Это уже принципиально иной масштаб и успеха азербайджанской дипломатии, и дипломатической катастрофы для властей Армении.
Более того, традиционные разговоры о военном или мирном пути применительно к Карабаху — это выбор способа решения карабахского конфликта. А заявления президента Азербайджана и документы ЕС очерчивают его будущий результат. Где уже нет места ни «миацуму», ни «самоопределению», и где во главе угла — международное право и признанные границы, а не, пардон, политические «хотелки» Иревана. И это уже позиция не только Азербайджана, но и Европы. В этом и состоит главный итог нынешней «наступательной дипломатии» Азербайджана на европейском направлении, и этот итог коренным образом меняет и расстановку сил, и политические тренды региона. Вне зависимости от того, признают ли это в Иреване вслух.
Нурани, политический обозреватель