В Азербайджане — новая криминально-политическая сенсация. Сотрудники СГБ арестовали и доставили под конвоем в Баку руководителей Билясуварского района — главу районной исполнительной власти Махира Гулиева, его первого заместителя Ханлара Мамедова, председателя муниципалитета Ильгара Аббасова, главврача центральной районной больницы Хошбахт Агаеву, директора ЖКХ Халиду Агаеву, бывшего директора Центра занятости Билясуварского района Мубариза Мустафаева и представителя городского исполнительного органа Габиля Хамметова. Как уточняют в СГБ, операция проводилась в связи с незаконным присвоением государственной поддержки и помощи, выделенной населению в связи с карантинным режимом, причем по этому поводу было множество обоснованных жалоб. Несколькими днями ранее был задержал представитель ИВ Исмаиллинского района по городу Исмаиллы Магеррам Ахмедов продавал фальшивые справки, будто бы их обладатели по долгу службы должны иметь «свободу передвижения» во время карантина.
Понятно, что признать кого-либо виновным может только суд, что все вышеупомянутые лица пока еще в статусе подозреваемых, но вряд ли аресты на таком уровне возможны без должных оснований и доказательств.
Здесь огромное поле для комментариев. Преступление в любом случае остается преступлением. Но все же есть разница, кто, у кого и что украл. Посягать на государственную помощь гражданам во время карантина — это последнее дело. Ставить под удар здоровье граждан, продавая поддельные разрешения на передвижение вне карантинных рамок — тоже. Притом что госслужащие такого звена вряд ли бедствуют. Но, видно, даже в то время, когда о такого рода «ЧП районного масштаба» с громкими арестами официальные источники сообщают регулярно, кое у кого, видно, жадность перевесила даже инстинкт самосохранения.
Но куда важнее — политический смысл происходящего. Продолжающиеся аресты и задержания глав ИВ, увольнения сотрудников кабмина за нарушение этических норм — верный признак, что эпидемия коронавируса COVID-19 не остановила в Азербайджане ни «кадровые чистки», ни административную «перезагрузку», ни тем более процесс реформ как таковой.
А теперь — немного реалий, которые нередко остаются за кадром. Для успешных реформ необходимо множество условий. Для них нужна четкая программа, нужны кадры, нужно финансирование…список можно продолжать до бесконечности. Но далеко не на последнем месте здесь находится уверенность и устойчивость власти. Без которых никаких реформ не будет по определению.
Еще один штрих — диалог, предложенный в Азербайджане властью другим политическим силам, что тоже, без сомнения, признак уверенности в своих силах. А еще — «политический водораздел» для оппозиции. Отказываться от предложенного диалога в политике — заведомый моветон.
Еще больше информации к размышлению дают недавние переговоры по видеосвязи президента Азербайджана Ильхама Алиева с главой Европейского банка реконструкции и развития Сумой Чакрабарти.
Прежде всего, в большинстве стран мира переговоры лидеров с главами финансовых институтов держат в тайне и справедливо полагают, что широкой публике совершенно незачем знать, как руководители их страны добиваются предоставления кредита и раскрывают детали своего бедственного положения, а «финансовые акулы» советуют провести реальные реформы и еще язвительно интересуются гарантиями, что деньги дойдут до адресатов — история, когда в Москве в 1998 году в разгар дефолта разворовали кредит МВФ на 4,8 миллиардов долларов, не забыта.
Но в Азербайджане видеоконференцию показали в открытом эфире полностью. И широкая публика могла наблюдать, как президент Азербайджана подчеркивает: «…У нас было два варианта. Первый вариант – защита жизни и здоровья людей, а второй – приоритет спасения экономики. Поэтому с самого начала мы выбрали защиту жизни людей». А руководство ЕБРР констатирует: Азербайджан — одна из немногих стран, чья экономика в первом квартале 2020 года показала рост — конечно, за счет «докоронавирусного» периода, но этот рост сыграет роль «подушки безопасности» и позволит быстрее восстановиться. Президент Азербайджана рассказал о пакете поддержки тех сфер частного сектора, по которым эпидемия коронавируса и карантинные меры ударили сильнее всего, о том, что государство выплатило большую часть зарплат 600 тысяч граждан и субъектов микропредпринимательства, работающих в сфере услуг и других сферах, плюс еще выплаты 600 тысячам малообеспеченных, безработных и неформально занятых граждан. С учетом налоговых льгот, эта цифра превышает 3,5 миллиарда манат или 2 миллиарда долларов. И самое главное, было понятно: это не Азербайджан просил кредитов у ЕБРР, а ЕБРР выражал желание вкладывать инвестиции в Азербайджан, будучи прекрасно осведомленным и об экономической устойчивости нашей страны, и о платежеспособности, и о «кредитной истории», и об эффективности борьбы с коррупцией. Коронавирус оказался серьезным экзаменом для всей системы государственного управления, и Азербайджан этот экзамен с честью выдерживает.
Все это получает особую актуальность и уже другое прочтение сегодня, когда в околоправозащитной «тусовке» вновь поднимается шум на заданную тему «такое-сякое правительство Азербайджана нарушает права человека и вообще использует пандемию COVID-19 в качестве предлога для подавления оппозиции», а по ходу — какой ужас! — будто бы «привлекли к ответственности пользователей социальных сетей, журналистов и медицинских работников, которые открыто указывали на ошибки властей при принятии мер против пандемии». И вообще, карантинные меры, дескать, самым жутким образом нарушают права человека, и надо, мол, четко оговорить, когда они будут отменены.
Здесь бы поинтересоваться у господ правозащитников: они вообще понимают, о чем речь? Что введение и отмена карантинных мер регулируется вообще-то распространением вируса? И что карантин, запрет на массовые мероприятия власти вводили, извините, не ради развлечения, а потому, что существовала и существует колоссальная угроза жизни и здоровью людей? Что карантинные меры сами по себе очень болезненные и что их вводят только в крайнем случае? И самое главное, что радикальная оппозиция в Азербайджане просто не представляет такой силы и такой угрозы, чтобы для ее «нейтрализации» потребовались такие меры? И да, еще хотелось бы уточнить у господ правозащитников: кого они имеют в виду, стращая публику россказнями о репрессиях в отношении «пользователей социальных сетей, журналистов и медицинских работников, которые открыто указывали на ошибки властей при принятии мер против пандемии»? Это Нигуш, которая решила «пошутить» и запустила по WhatsApp панический текст? Двое друзей из одного из регионов, которые сделали нечто похожее, пардон, по пьянке? Или оборотистые субъекты, которые пытались въехать в Баку в багажнике автомобиля, продавать фальшивые справки с места работы и т.д.? Конечно, спрашивать у Amnesty International конкретные факты и доказательства — это примерно то же самое, что дискутировать о правах женщин с активистами ИГИЛ, но все же хотелось бы узнать еще одно. Вот эти эти самые «нигуши», ой, то есть «узники собственного ковидиотизма», ой,..ну вы поняли — о каких таких жутких ошибках властей в борьбе с пандемией они хотели поведать публике? Может быть, в Азербайджане творится «эпидемический апокалипсис? Может быть, мы просто не в курсе?
Немного статистики. Азербайджан на коронавирус отреагировал «с запасом времени», четко, продуманно, да еще так, чтобы не создать проблем с обеспечением населения продовольствием и товарами первой необходимости и не создать угрозы транзитным грузовым перевозкам. По последним данным, в Азербайджане с населением в 10 миллионов человек от коронавируса скончалось 23 человека. Притом что подавляющее большинство из них имели еще, простите за цинизм, «букет» сопутствующих заболеваний. В Австрии с населением в 9 миллионов — 580. В Чехии (тоже 10 миллионов) — 227. Смертность от коронавируса в нашей стране составляет 1,3%, в то время как, к примеру, в Великобритании — 13%.
Так о каких таких «жутких ошибках властей» нам, по версии правозащитников, хотели рассказать?
А вот тут нелишне вспомнить, как еще в начале марта претендующее на серьезность СМИ — «Настоящее время» — опубликовало рейтинг, какие страны мира лучше других готовы к разгорающейся эпидемии. На первое место в постсоветском пространстве блистательные эксперты вывели — только не смейтесь! — Армению. Ту самую, которая с населением в неполных три миллиона и по количеству заболевших, и по числу погибших опережает Азербайджан (и это еще на фоне хрестоматийных иреванских манипуляций со статистикой и далеко не таким широким, как в нашей стране, тестированием) и где министр здравоохранения прямо заявляет, что ситуация с коронавирусом вышла из-под контроля. Азербайджан «эксперты» поставили на последнюю позицию. В мире одно из первых мест заняла Великобритания.
Интересно, конечно, спросить, что сделают с этим рейтингом его авторы сегодня, когда уже понятно, как далеки от реалий оказались эти прогнозы и выкладки? Особенно теперь, когда эксперты ВОЗ открыто приводят Азербайджан в сфере борьбы с коронавирусом в пример другим странам? Или посоветовать им распечатать сей рейтинг в максимально большом формате и повесить на стену, чтобы как в известной песне Высоцкого: «Снимок дома у меня, два на три метра — как свидетельство позора моего!»
Ну а если серьезно, то просто надо помнить, что «демократичность» и «права человека» в Азербайджане определяют «эксперты» того же уровня квалификации.
Нурани, политический обозреватель