Опровержение с перепугу

Опровержение с перепугу

Опровержение с перепугу

Так кого в Ереване пытаются ввести в заблуждение?

Ситуация вокруг очередного этапа переговорной активности по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта становится все более запутанной. Напомним: как заявил журналистам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, переговоры в Москве шли на основе «плана Лаврова», предложенного сторонам в письменном виде еще в 2016 году. Позже глава МИД отметил, что получил предложение госсекретаря США провести следующую встречу министров по Карабаху уже в Вашингтоне.

А в МИД Армении оказались, пардон, «в непонятках». По поводу встречи в Вашингтоне в ереванском внешнеполитическом ведомстве пообещали «прояснить вопрос». Затем госпожа Анна Нагдалян, официальный представитель МИД Армении, все же нарушила молчание. И принялась высказывать обиды. Во-первых, по ее версии, «после утверждения любой встречи по карабахскому урегулированию об этом заявляется в соответствии с согласованными процедурами». Как уверяла госпожа Нагдалян, действительно, «рассматривается возможность проведения будущей встречи в одной из стран-сопредседателей с учетом географии предыдущих подобных встреч», но вопрос на стадии обсуждения. А значит, необходимо воздержаться от односторонних заявлений и публичного формата переговоров. После чего госпожа Нагдалян обиженным тоном изрекла: «Стремление уведомить о еще не достигнутой договоренности не способствует формированию нормальной рабочей атмосферы на основании взаимного доверия». Этого официальному представителю МИД Армении показалось мало, и она решила добить аудиторию новым откровением. Оказывается, «в настоящее время на основе какой-либо программы переговоры не проводятся. Более того, содержательная часть обсуждений продолжает находиться в диапазоне ознакомления, прояснения и уточнения взаимных позиций». «В переводе»: и по поводу встречи в США еще ничего не решено, и никакой «план Лаврова» Мамедьяров и Мнацаканян не обсуждали, а так, знакомились с позициями.

Только вот вышло это все у госпожи Нагдалян не сказать чтобы сильно убедительно. И, возможно, обозначает такие «национальные особенности дипломатии», которые Еревану совсем и не хотелось бы выставлять на всеобщее обозрение. Впрочем, судите сами.

В те же дни, когда Анна Нагдалян на полном серьезе уверяла, что министры все еще «знакомятся с ситуацией и с позициями друг друга», существование плана Лаврова подтвердил Александр Дугин. Как сообщал Minval.az, по его словам, «план Лаврова» по Карабаху не является чем-то новым. Обсуждаемые сегодня в переговорах тезисы предлагались сторонам еще несколько лет назад». Изложил и сам этот план, который, по его словам, поддерживают президент России Владимир Путин и глава МИД страны Сергей Лавров: Армения освобождает 5 из 7-ми оккупированных районов, после чего создается совершенно новая модель отношений – обеспечивается экономическая интеграция Армении, азербайджанское население Карабаха возвращается в родные края. И еще по ходу дела нечаянно проговорился: «Россия с одной стороны признает территориальную целостность Азербайджана, а с другой – сотрудничает с Арменией» и еще «считает себя гарантом безопасности армянской общины Нагорного Карабаха». Более того, излагая «план Лаврова» в новой редакции, Александр Дугин никоим образом не обозначил, скажем так, «интеграционный прицеп» к этому плану в виде вступления Азербайджана в ОДКБ и ЕАЭС. Что неудивительно после того, как точку в этих разговорах поставил президент Азербайджана Ильхам Алиев, который заявил, что вопрос вступления в ОДКБ, в том числе в статусе наблюдателя, в Азербайджане не находится в стадии дискуссии.

Впрочем, при желании можно заявить, что Дугин, при всей своей близости к Кремлю, не официальное лицо, что он изложил ту же «дорожную карту», которая в разных интерпретациях и со ссылками на разные источники появлялась в СМИ неоднократно, и т.д.

Но в те же дни МИД Азербайджана устами своего официального представителя Лейлы Абдулаевой предельно вежливо и корректно посоветовал своим ереванским визави: «Мы приглашаем МИД Армении присоединиться к заявлениям, принятым в формате «3+2» и быть прагматичными, а также оказать доверие и поддержать деятельность МГ ОБСЕ». Как подчеркнула Абдуллаева, комментарии главы МИД Азербайджана по предстоящим встречам с армянской стороной и/или сопредседателями МГ ОБСЕ и мерам по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, «полностью соответствуют принятым в формате «3+2» совместным заявлениям». После чего подчеркнула: «Эти заявления открыто поддерживают необходимость подготовки народов двух стран к миру. Руководство Армении должно понимать, что статус-кво неприемлем, неустойчив и этот процесс не может продолжаться вечно». В переводе с дипломатического, в Баку посоветовали Армении перестать ломать комедию и взяться за ум. И не только. В МИД Азербайджана говорят не об «эксклюзивной» посреднической миссии России, а о переговорах в формате «3 +2», то есть три страны-сопредседателя плюс две стороны конфликта. Что уже заставляет рассматривать под другим углом испуганно-растерянные комментарии Анны Нагдалян по поводу возможности следующей встречи уже в Вашингтоне. Судя по всему, от США подобное предложение поступило не только в Баку, но и в Ереван, однако там все еще не знают, как на него отвечать. Если согласиться, это может не понравиться Москве. Публично отказаться — есть риск столкнуться с негативной реакцией со стороны США, где и так не в восторге от дружбы Армении с Ираном и отправки армянской миссии в Сирию. Да еще неминуемо возмутятся местные «западники». В ситуации, когда после «дымб-дымб-ху» прошел уже год, а предъявить народу Пашиняну и его команде по сути нечего, это таит в себе определенный риск. Судя по всему, в Ереване рассчитывали «тянуть время в тишине», но теперь, когда в Баку раскрыли подробности, вынуждены реагировать. Даже если все еще не определились, как именно.

Но куда серьезнее другое. В МИД Азербайджана вновь напомнили о том, что статус-кво неприемлем, и Армении надо выводить войска из захваченных азербайджанских земель.

А вот тут необходимо пояснение. В самом деле, на столе переговоров и в прямом, и в переносном смысле могут находиться самые разные планы урегулирования. Это может быть «план Лаврова», «план Болтона», «мадридские» принципы или еще что-нибудь. Они могут иметь «дополнительные условия», предусматривать размещение в регионе миротворцев, четко оговаривать сроки референдума или уже заранее определять статус Карабаха. Наконец, в Баку их могут принимать или отвергать. Но все эти предложения, так или иначе, предусматривают вывод войск по крайней мере из 5 оккупированных районов, окружающих бывшую НКАО. Но вот к этому явно не готовы в Ереване, Более того, Никол Воваевич, чье положение становится все более шатким, и члены его команды не решаются признаться даже в том, что обсуждают на переговорах планы, предусматривающие что-то подобное, прекрасно понимая, что для Пашиняна это обернется политическим самоубийством. Вот и приходится госпоже Нагдалян выдавать в микрофон смехотворные версии, что Зограба Мнацаканяна все еще вводят в курс дела, причем делать это приходится не его подчиненным в МИД Армении, а исключительно Эльмару Мамедъярову и сопредседателям МГ ОБСЕ. Неудивительно, что армянским дипломатам просто не верят. Откровеннее многих на этот счет высказался Самвел Бабаян, бывший «командующий карабахской армией». На своей пресс-конференции в ереванском «Спутнике» он заявил: «Те, кто говорит, что не сдаст ни пяди земли, как они ведут переговоры на основе Мадридских принципов? Азербайджанцы хотят землю, вокруг чего они ведут обсуждения, ведут переговоры впустую?!»

В команде Пашиняна могут, конечно, оставить этот его выпад без ответа. Но…как долго в Армении собираются играть в этакие «кошки-мышки» и говорить на переговорах одно, а в официальных заявлениях — другое? И самое главное, готовы ли в Ереване не только встречаться и беседовать, но и договариваться? А затем выполнять то, о чем договорились?

Возможно, конечно, что в качестве программы-минимум Пашинян и его команда намерены тянуть время, продолжать оккупацию Карабаха и проворачивать коррупционные схемы в Армении, но уже с собой в главной роли. Только вот напомним в который уже раз: время, когда подобные «задумки» имели шансы на реализацию, уже закончилось. Сегодня торпедирование переговоров приближает военное решение. И вот тут уже расклад сил, мягко говоря, не в пользу Армении.

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики