Для кого запуск TANAP станет «кошмаром на улице Газа»?

Для кого запуск TANAP станет «кошмаром на улице Газа»?

Для кого запуск TANAP станет «кошмаром на улице Газа»?

Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» принято считать легкой «новогодней» комедией, над героями которой смеются зрители нескольких поколений. Но нет сомнений: авторам ленты удалось еще и достаточно тонко «пройтись» по адресу современного мира с обставленными типовой мебелью типовыми квартирами в типовых домах и типовых микрорайонах с типовыми же названиями улиц.

Другое дело, что в исторической части городов еще можно наткнуться на улицы с названиями «историческими» и оригинальными. В Санкт-Петербурге это не только Невский проспект, Надеждинская или Миллионная. На карте города сохранилась и Газовая улица, получившая свое название еще в XIX веке, когда в Санкт-Петербурге  на улицах стали появляться новомодные на тот момент газовые фонари. Для производства этого самого светильного газа и был построен газовый завод, от которого и получила название улица. Здесь на территории одного из предприятий сохранился даже старинный круглый газгольдер. Ее, правда, многие путают с просуществовавшей до 2001 года улицей Газа. Знатоки городской истории поясняют: эта улица, бывший Щелков переулок, получила новое название в честь старого большевика Ивана Ивановича Газы.

И все эти особенности географии Санкт-Петербурга получают новое ироничное прочтение сегодня, когда открытие TANAP оказалось для многих, позволим себе перефразировать название известной французской киноленты, этаким «кошмаром на улице Газа».

Впрочем, расскажем по порядку. 12 июня в турецком Эскишехире — торжественная церемония запуска Трансанатолийского газопровода с участием Президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана — глав государств, по территории которых проходит TANAP. В Эскишехир также прибыли президенты Украины и Сербии Петр Порошенко, Александр Вучич. Прибыли и делегации других стран. Не состоялся только визит президента Грузии Маргвелашвили, по всей видимости, из-за напряженной внутриполитической ситуации в стране.

Для кого запуск TANAP станет «кошмаром на улице Газа»?

© president.gov.ua

Это уже вторая ступень проекта. Напомним: 29 мая Президент Ильхам Алиев во время торжественной церемонии  на Сангачальском терминале уже дал старт транспортировке газа по «Южному газовому коридору».

Строго говоря, открывать в Эскишехире намечено участок протяженностью 1340 километров из общей протяженности TANAP в 1850 километров. Сам же TANAP берет начало в селе Туркгозу в провинции Ардаган в пограничной зоне между Турцией и Грузией, пересекает 20 турецких провинций и 67 населенных пунктов и завершается в городе Ипсала вилайета Эдирне. Затем, уже 2020 году, TANAP будет соединен с Трансадриатическим газопроводом (TAP), после чего заработает уже весь «Южный газовый коридор». Это во всех смыслах взаимовыгодный проект, который обещает инвестиции, рабочие места, политические гарантии безопасности, многое другое.

В Азербайджане запуск ЮГК вполне логично считают началом новой, уже «газовой» эры, наступающей вслед за нефтяной. Новый проект, который крайне важен для энергетической безопасности Европы, без сомнения, повысит авторитет страны на европейском континенте. Азербайджан получает новые — и весомые — гарантии политической безопасности. И, конечно же, на повестке дня доходы уже от экспорта газа.

Только вот кое-кто сегодня явно чувствует себя обиженным и проигравшим. Прежде всего, это Армения. Для Еревана любой успех Азербайджана все равно что нож в сердце. К тому же здесь не могут не понимать, что страна упустила очередной и, похоже, последний шанс встроиться в «углеводородный транзит», не успев вовремя помириться с Азербайджаном.

Но, похоже, проигравшими чувствуют себя не только в Ереване. Изрядную пищу для размышлений дают здесь новости из Италии.

Напомним: накануне коалиционное правительство Италии, сформированное движением «Пять звезд» и партией «Лига Севера», устами нового министра окружающей среды Серджо Коста объявило, что будет пересматривать проект строительства составной части Южного газового коридора — Трансадриатического трубопровода (ТАР). Новоиспеченный министр, отвечая на запрос депутатов, заявил: «Учитывая нашу энергетическую политику и потребность в газе, мы считаем проект ТАР в настоящее время абсолютно бессмысленным». Его соратники по партии «5 звезд» уже рассуждают об «экологических рисках». Министр пообещал: «Вопрос о ТАР внесен в повестку дня, и мы рассмотрим его в приоритетном порядке».

Впрочем, эксперты выражают серьезные сомнения, удастся ли властям Италии пересмотреть свое участие в проекте. Политические риски, предупреждают они, слишком высоки. В Госдепартаменте США, комментируя спич нового итальянского министра, отметили: «Соединенные Штаты высоко оценивают поддержку и участие Италии в проекте Трансадриатического трубопровода, и мы приветствуем усилия Италии по содействию завершению этого проекта». А это уже весьма прозрачный намек, чего именно ждут от Рима в Вашингтоне. Нетрудно спрогнозировать давление со стороны Евросоюза, где ТАР пользуется огромной поддержкой. Наконец, свой голос есть и у Великобритании — Лондон, полагают эксперты, вряд ли позволит безнаказанно попирать интересы ВР.

Но самое главное, в цивилизованном мире не принято подписывать контракты, а затем «соскакивать» с их исполнения. Контракты по ТАР, предупреждал, в частности, отставной американский дипломат Мэтью Брайза, уже подписаны, и как в Риме собираются поставить под вопрос их выполнение, непонятно. Добавим от себя: в этом случае у Азербайджана и других акционеров ЮГК есть сколько угодно возможностей вчинить Италии солидный иск. Причем, учитывая степень политического «прикрытия» проекта, здесь рассмотрение вряд ли затянется лет на 10. А дальше уже Италии придется столкнуться с малоприятными вещами в виде ареста государственной собственности по иску, многомиллиардными выплатами, имиджевыми потерями  и т.д., по поводу чего новому правительству придется держать ответ уже перед своими избирателями, а не перед Миллером или Путиным. Чьи, пардон, «уши» торчат из этой истории слишком уж явно. Напомним: и «5 звезд», и «Лига Севера» известны своими симпатиями к Москве и связями с российским истеблишментом. Более того, новое правительство Италии уже дало понять, что не нравятся ему и наложенные на РФ санкции. И все это мало похоже на «простое совпадение» и тем более заботу об экологии. Это было очевидно еще в то время, когда активисты «5 звезд» устраивали митинги протеста против ТАР в итальянской Апулии, по территории которой трубопровод должен был пройти. Словом, сорвать проект России таким образом не удалось и вряд ли удастся, но вот свое отношение к проекту Москва, выберем самый мягкий эпитет, полностью раскрыла.

Строго говоря, ТАР и TANAP не то чтобы угрожали экономическим интересам «Газпрома». Но, во-первых, к новой «трубе» уже проявляет интерес Туркменистан, а это куда серьезнее, Особенно с учетом того, что «Газпром» продавал в Европе немалую часть туркменского газа, закупленного у устья скважины, и неплохо играл на ножницах цен. А во-вторых, и «в-главных», Россия теряет статус монополиста. То есть зарабатывать на газе она сможет, но использовать его в качестве средства политического давления — уже нет. Отсюда — и разговоры об «ударе в спину», и попытки активизировать свое «лобби» и натравить его на газовые проекты…Толко вот сорвать проект не вышло. Зато неожиданный «сеанс политической откровенности» делает поражение Москвы еще более обидным. Можно долго спорить, была ли выбрана дата открытия «трубы» — 12 июня, аккурат в День России — случайно или с умыслом, но нет сомнений: в «первопрестольной» это расценили как личное оскорбление. Присутствие на открытии президента Украины Петра Порошенко, притом что через территорию Украины трубопроводы не проходят — еще один повод для Москвы возопить об «ударе в спину» или еще о чем-нибудь в том же роде.

Но даже не это главное. Понятно, что «Южный Газовый коридор» и связанные с его реализацией церемонии — проект, где главную роль играют Азербайджан, Турция и Грузия. Страны, с которыми, казалось бы, Москва успешно выстраивала вполне конструктивные отношения. В Баку по традиции воздерживаются от резких антироссийских шагов и вообще ведут себя на внешней арене весьма хладнокровно и сдержанно. С Турцией намечалось многообещающее партнерство: «Турецкий поток», АЭС в Аккую, ЗРК С-400, наконец, в Москве с замиранием сердца следили за дипломатическими перепалками между Анкарой и Вашингтоном. Даже с Грузией были немалые «подвижки». Но…

Прежде всего, здесь нужно держать в голове некоторые обстоятельства. В Эскишехире открывается не военный объект, не позиция ракет средней дальности и не шпионский радар, а трубопровод — проект сугубо гражданский. Без сомнения, повышать градус вражды и разжигать конфликты с РФ не желают ни в Баку, ни в Анкаре, ни в Тбилиси. Но вот ставить российские интересы превыше собственных здесь точно не обязывались. Как и отказываться от независимого экспорта, транзита и импорта газа в угоду интересам «Газпрома» и Кремля. Но не это главное. В Баку, без сомнения, сделали выводы и из подаренных Армении уже после крушения власти Сержа Саргсяна ЗРК «Тор», и из корректировки ответа российского дипломата Кожина на вопрос агентства «Тренд», и из встречи другого российского дипломата с делегацией карабахских сепаратистов в Сухуми.

Для кого запуск TANAP станет «кошмаром на улице Газа»?В Тбилиси тоже желали бы снизить напряженность в отношениях с РФ, но не за счет своей территориальной целостности, И сделали выводы, когда по «совету» из Москвы режим Башара Асада взял и признал марионеточные режимы в Сухуми и Цхинвали «независимыми государствами».

Свои расчеты и у Анкары. Здесь по-прежнему заявляют — по официальным каналам и через СМИ — что не намерены отказываться от российских ЗРК С-400, и если США в ответ не продадут Турции F-35, то и их аналоги могут приобрести у Москвы, но есть и сигналы с «противоположным» знаком. Турция устами главы своего МИДа Мевлюта Чавушоглу дает понять: в Анкаре могут отказаться от ЗРК С-400, если США продадут Турции свои ЗРК  Patriot вместе с технологией их производства. А это верный признак дипломатического торга, который еще не закончился. Первые F-35 должны быть поставлены  в Турцию буквально со дня на день, и это тоже информация к размышлению. Наконец, Анкаре и Вашингтону удалось разблокировать ситуацию в Сирии и договориться о выводе курдских отрядов из Манбиджа — а это, что бы там ни говорили, был один из самых сложных вопросов в двусторонних отношениях. Словом, США и Турция явно идут на сближение. а в Москве некоторые аналитики уже заговорили о том, что свои договоренности с Россией Турция, оказывается, использовала в торге с США. Но ссориться с Вашингтоном всерьез и надолго не собиралась.

Для кого запуск TANAP станет «кошмаром на улице Газа»?

Наконец, из той же Сирии приходят и весьма тревожные новости. Еще 1 июня ВКС России наносили удары по целям в окрестностях городов Хама и Идлиб — притом что там находились турецкие военные, и Москва об этом прекрасно знала. В Анкаре такое вряд ли простят, даже если не выскажут вслух. И хотя решение о церемонии в Эскишехире явно принималось куда раньше, понятно, что об «охлаждении» двусторонних отношений в Турции тоже знали раньше тревожных новостей в СМИ. Тем более что опытные наблюдатели не раз убеждались: в России уже не первый раз путают миролюбие со страхом. И не считают нужным учитывать интересы своих партнеров, если эти партнеры не демонстрируют явной враждебности.

А тогда уже становится понятным, каким масштабным оказалось для России именно политическое поражение на нескольких полях сразу. Где ее дипломатия на глазах наблюдателей просто «вылетает в трубу». Газовую. Идущую в обход РФ на те рынки, где она еще недавно даже помыслить не могла о конкуренции.

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики