Практически все ведущие мировые масс-медиа сообщили, что американское правительство возвращает Ираку датируемые третьим тысячелетием до нашей эры 3 800 древних артефактов — от клинописных табличек до печатей вавилонских царей, нелегально ввезенные в США миллиардером Стивом Грином, владельцем компании «Хобби Лобби».

Часть артефактов, нелегально вывезенных фирмой Хобби-Лобби и возвращенная Ираку
Можно было бы только порадоваться, если бы не одно «но» — вообще-то, как установили американские правоохранительные органы, Грин купил у «черных антикваров» более пяти с половиной тысяч древних реликвий, так что о полном торжестве справедливости — возвращению всего украденного владельцу — речь не идет.
Но даже не это главное. Изъятое у миллиардера — лишь капля в море нелегально вывезенных в последние годы с Ближнего Востока исторических ценностей. Лишь доля процента от многомиллиардных оборотов черного рынка древностей, на котором ради огромной прибыли плечом к плечу упорно трудятся американские и европейские антиквары, внешне прилично выглядящие посредники из ближневосточных государств — и полевые командиры как ИГИЛ, так и других террористических группировок.
Как выглядела история Стива Грина и его «Хобби Лобби»? Миллиардер и один из самых известных представителей евангелистов в США решил, ни много ни мало, создать в Вашингтоне грандиозный по площади — 430 тысяч футов, почти четыре гектара — и по наполнению экспонатами Музей Библии. Выделив на эту затею полмиллиарда долларов. Тут же появились посредники, предложившие ему всего за пару миллионов приобрести несколько тысяч древневавилонских артефактов. Грин встретился с ними в Эмиратах, сторговались за 1,6 миллиона долларов, и вскоре пылкий миллиардер-библеист уже оформлял отправку в Штаты древних клинописных табличек и прочих реликвий под видом, вы не поверите, «образцов керамической плитки из Израиля и Турции».
Подозреваю, что если бы не достаточно скандальная репутация Стива Грина и его энтузиазм в продвижении религиозных ценностей быту, история с контрабандой артефактов вряд ли бы выплыла наружу. Но миллиардер-евангелист регулярно вступал в конфликты с «безбожными» властями, обвиняя их во всех смертных грехах вплоть до прямых контактов с дьяволом, и те, в конце концов, решили проверить — а столь ли праведен Грин в бизнесе, как он об этом говорит. Итог — обнаруженная контрабанда.
Но, повторюсь, история с «Хобби Лобби» — лишь вершина айсберга. Торговля похищенными древностями на Ближнем Востоке превратилась в индустрию с ежегодным оборотом в 2-3 миллиарда долларов. И основным поставщиком артефактов на этот рынок является именно ИГИЛ и полевые командиры различных исламистских группировок.
На пике своего расцвета, всего пару лет назад «Исламское государство» контролировало более 4500 древних археологических объектов в Сирии и Ираке, не говоря уже о музеях и хранилищах древностей при них в захваченных исламистами городах.
Быстро сориентировавшись в ситуации — с деловой хваткой у руководства террористических группировок, что в Аль-Каеде, что в ИГИЛ, что у остальных всегда все было в порядке — руководство «Халифата» вышло на посредников… И вскоре на территорию «Исламского государства» устремились команды «черных археологов» для добычи исторических ценностей, еще хранящихся в земле.
Получив в «Диван аль-Риказ» — министерстве «Исламского государства», ведавшем учетом ресурсов и ценностей «Халифата» — лицензию на проведение раскопок, «черные археологи» могли здесь же договорится об аренде необходимой техники, найме рабочей силы и охраны. К каждой группе прикреплялся уполномоченный от ИГИЛ, который вел тщательный учет всего ценного, найденного на раскопках. Поскольку пятую часть добычи «черные археологи» обязаны были сдать в казну исламистов. Все серьезно, все по-настоящему — бюрократия, организация, учет и контроль.
Но и это еще не все. В те же годы мир регулярно облетали кадры «безжалостного уничтожения варварами-террористами бесценных объектов культурного наследия», разрушения барельефов и скульптур, подрывов памятников архитектуры. Мировое сообщество историков и археологов было, в частности, шокировано кадрами уничтожения знаменитых крылатых быков в помнящей еще ассирийских царей иракской Ниневии.
Вот только хватавшиеся тогда за сердце и принимавшие успокоительное специалисты по древнему миру и предположить не могли, что публично взрывали, крушили бульдозерами и разбивали отбойными молотками отнюдь не оригиналы, а наспех изготовленные местными умельцами муляжи. Оригиналы же к этому времени уже лежали на складах, ожидая своих покупателей — вполне респектабельных джентльменов из вполне благополучных государств — монархий Персидского залива, Европы и США. Которые, если бы их спросили, гневно заклеймили бы эту «чуму XXI века», терроризм и его лидеров. И уж тем более — с негодованием отвергли бы любые намеки на свою связь с ними.
Но именно благодаря этим респектабельным, высококультурным и прекрасно образованным джентльменам, представителям солидных аукционов, торгующих антиквариатом фирм и частных музеев, к концу 2016 года поступления от торговли древними артефактами из Ирака и Сирии составляли более четверти всех доходов ИГИЛ. А нелегальный оборот «черного антиквариата», как уже говорилось выше, составил, по разным оценкам, от двух до трех миллиардов долларов.

Предметы антиквариата, отбитые в ходе рейда против ИГИЛ
Причем, схемы нелегально добычи артефактов непрерывно совершенствуются. Плата боевикам за право вести нелегальные раскопки на подконтрольной им территории, за рабочую силу, бульдозеры и охрану — это уже не совсем современно. На рынке появилась новая услуга — полевым командирам исламистов и прочим «военным лордам» можно заказать налет или даже временный захват археологического памятника, музея или хранилища древностей. И не только в Сирии или Ираке, но и в других государствах Ближнего Востока, в том же Египте, к примеру.
Кстати, в последнее время появилась информация, что террористические группировки в Юго-Восточной Азии внимательно присматриваются к работы в сфере «черного антиквариата» своих братьев по разуму с Ближнего Востока. Так что — ожидаем очередного всплеска контрабанды артефактов и пополнения закрытых частных коллекций и музеев сомнительными, с точки зрения закона, уникальными экспонатами. Это бизнес, это индустрия, на фоне которого Индиана Джонс, расхитительница гробниц Лара Крофт и прочие «библиотекари» и копатели мумий — сущие дети, дилетанты и вообще лузеры.
Тем более, что никакое серьезное наказание покупателям «черного», а точнее сказать «кровавого антиквариата» — вокруг и ради которых, собственно и существует этот клубок террористов, контрабандистов, международных преступных группировок, нанимающих «копателей» — не грозит. Скандал с контрабандой и скупкой краденых древностей для мечтающего о собственном музее евангелиста-миллиардера и владельца «Хобби Лобби» Стивена Грина закончился для него конфискацией части исторических реликвий и штрафом в 3 миллиона долларов. Подозреваю, что обладатель состояния в 4,5 миллиарда долларов от такого наказания не обеднеет. И от проекта Музея Библии в Вашингтоне не откажется.
Игорь Панкратенко