На прошлой неделе произошел сенсационный случай в связи с уволенным 17 октября 2015 года главой министерства национальной безопасности Эльдаром Махмудовым. Сначала был арестован кузен экс-министра Вугар Махмудов, который работал его помощником. Бакинский военный суд избрал в его отношении меру пресечения в виде ареста сроком на четыре месяца.
В отношении полковника-лейтенанта упраздненного МНБ выдвинуты обвинения по статьям УК АР 308.2 (Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), 313 (Служебный подлог),179 (Присвоение или растрата) и 182 (Вымогательство).
Ставший помощником Э.Махмудова в 2004 году Вугар Махмудов за эти годы получил все возможные государственные награды. Он получил медали «За военную службу», «За Родину», «За отвагу», а также орден «За службу Родине». Имя Вугара Махмудова, который работал заместителем начальника отдела Антитеррористического центра, а фактически был заместителем министра, встало на повестку дня сразу после начала следствия по «дело МНБ», и это неслучайно. Ни для кого не секрет, что у кузена Эльдара Махмудова было в МНБ больше полномочий, чем даже у заместителей министра. Незаконно собранные в МНБ деньги передавались В.Махмудову, поэтому его даже называли «черной кассой». Так как было известно, что эти деньги он собирает лично для министра, то никто не мог уклонится от «общего котла». В.Махмудов имел право говорить от имени министра, отдавать приказы и готовить списки предпринимателей, которых надо наказать. Местные СМИ сообщали, что он незаконно отобрал собственность более чем у 100 предпринимателей.
Его допрашивали вместе с бывшим начальником Главного управления по безопасности в сфере энергетики и транспорта, генерал-майором Акифом Човдаровым и другими высокопоставленными работниками МНБ. В.Махмудов давал показания по эпизоду с бывшим председателем Бакинского метрополитена Таги Ахмедовым. В.Махмудов заявил, что в период его работы в МНБ никто ему денег не передавал, он работал в рамках закона и выполнял всего лишь поручения. Когда прокурор поинтересовался, как в таком молодом возрасте В.Махмудов стал полковником-лейтенантом, то он ответил:
«Моим министром был дорогой Эльдар Махмудов». В.Махмудов отверг заявления о том, что он взял у Таги Ахмедова 3 миллиона долларов.
В ходе первоначального расследования по этому делу В.Махмудов в своих показаниях отметил, что ничего не знает о присвоениях бюджетных средств, и что Акиф Човдаров не передавал ему для Эльдара Махмудова никаких денег, в том числе 890.000 манат, 405.000 долларов и 790.000 евро. В последний раз имя В.Махмудова попало в центр внимания на судебном процессе по делу бывшего начальника Антитеррористического центра генерал-майора Эльчина Гулиева и других лиц. СМИ писали, что В.Махмудов грабил предпринимателей с помощью руководителей отделений МНБ районов Баку, что было представлено на суде в качестве серьезного факта. После этого было принято решение об аресте В.Махмудова, а вслед за этим Эльдар Махмудов был вызван для дачи показаний в Главное следственное управление по тяжким преступлениям Генеральной прокуратуры.
Новость о неожиданном аресте В.Махмудова и привлечении к следствию бывшего министра впервые за 2 года сразу же разлетелась, и это неслучайно. Как мы уже отмечали, имя В.Махмудова проходило в судах по «делу МНБ». Его вольготное поведение в суде, «неприкосновенность» при наличии неопровержимых фактов вызывали вопросы. СМИ писали, что из-за «ангелов хранителей» Махмудова невозможно арестовать и его родственника. То есть, В.Махмудова могли арестовать еще год назад на основе собранных доказательств, но никто этого не сделал. И внезапное привлечение Э.Махмудова к следствию, хотя он не давал показаний даже в качестве свидетеля при аресте руководства МНБ, вызывает интерес.
Лишь однажды, в июне этого года когда завершился судебный процесс по уголовному делу в отношении начальника отдела Вусала Алекперова, судья направил в прокуратуру представление о возбуждении уголовного дела в отношении Эльдара Махмудова и бывшего начальника Главного следственного управления МНБ Мовлана Шихалиева на основе жалоб пострадавших. Однако дальше информации об этом не последовало.
Глава пресс-службы Генпрокуратуры Эльдар Султанов подтвердил, что вызов Э.Махмудова на следствие связан с уголовным делом в отношении В.Махмудова.
Необходимо отметить, что арест самого близкого соратника Э.Махмудова и привлечение экс-министра к следствию – это политическое решение. Такое решение не по силам принять следователю или управлению. Ведь Э.Махмудов 11 лет занимал один из самых стратегических постов страны, и любое решение на его счет даже после его увольнения принимается в верхних эшелонах власти.
До сих пор выдвигалось несколько версий о том, почему не арестовывают Эльдара Махмудова.
Согласно первой версии, Э.Махмудов вместе с бывшим руководителем Межбанка Джахангиром Гаджиевым вывел из страны очень крупные средства, которые пообещал вернуть. Известно, что после начала «дела МБА» Дж.Гаджиев несколько месяцев оставался на свободе, что объясняли обещанием вернуть украденные у государственного банка средства. Но была возвращена лишь незначительная часть средств, в результате чего Дж.Гаджиев сел в тюрьму на 15 лет. Одной из главных версий того, почему не арестовывают Э.Махмудова, было его обещание вернуть деньги.
Вторая версия связана с компрометирующими материалами, которые могут быть у Эльдара Махмудова. Даже сообщалось, что экс-министр вывез эти материалы из страны, чтобы застраховать себя от ареста. Трудно сказать, насколько близки к правде эти версии. Возможно, есть и другие более реальные причины. Например, расшифрованы его какие-то контакты (например, с оппозицией), или подозрительные связи за рубежом.
Также возможно, что хоть власти и посадили Э.Махмудова под домашний арест, но этого оказалось не достаточно для контроля над ним. Не исключено, что однозначное мнение в обществе о том, что главным виновником в «деле МНБ» является Эльдар Махмудов, повлияло на позицию властей в его отношении.
В любом случае, впервые за долгое время настолько повысилась вероятность ареста Эльдара Махмудова. В скором времени станет ясно, какое решение будет принято в его отношении.
Minval.az