Люди в нужде и стенаниях проявляют чудеса сообразительности и находят-таки выход из тяжелого положения. Совестливые из них стараются не навредить другим, потому ищут такие пути, чтобы от них не перепало лиха другим. Находящаяся в глубокой безнадежности Армения непрестанно проявляет «чудеса» изобретательности, но делает это не в пользу себя, а исключительно во вред другим, как и подобает силе, которая движима вредительством.
В свете дипломатического копошения последних дней умные головы в Ереване, наведя тень на плетень, нагородили столько ерунды, что сам черт не разберется в сути целей и приобретений. Выражаясь по существу, там щеголяют наперсточной дипломатией, чтобы столкнуть лбами всех ради всеобщего хаоса и собственной выгоды.
В идеале армянская верхушка, не имея ни гроша за душой, хочет повторить удаль тех, кто умудряется без вложений заполучить дивиденды. Да, такое под силу уверенным и расчетливым, которые владеют ситуацией, имеют сноровку и пользуются доверием спаррингов. Ереван же, создавая проблемы соседям, навострился сыграть роль регионального интегратора. Как видится, кафтан ему не по плечам.
Итоги поездки армянского президента в Иран в Армении комментируют так, будто на родину вернулся триумфатор, которому удалось сделать невозможное. Пресс-служба президента сообщает, что обсуждения энергетических проектов, международных транспортных и транзитных путей, вроде достигли исторического максимума. Получается, что Армения уже готова связать Персидский залив с Чёрным морем, и не только. Блокадная страна выказывает виды сыграть ключевую роль в наведении мостов между Тегераном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) вокруг соглашения о свободной торговле.
В вербальной постановке идеи и обещания выглядят заманчиво, и актив армянского политологического сообщества оттачивает мастерство, чтобы заманить в ловушки аферы века простаков из других стран. Но все бы ничего, если не одно «но». Ереван не является обладателем полноценного суверенитета, потому не располагает правом инициировать проекты в транзите газа и создании зоны свободной торговли.
Разумеется, Саргсяну не с руки признаться в собственной немощности, будучи с глазу на глаз с зарубежными визави. За него отрабатывают эксперты, косвенно признаваясь в унизительном положении страны и озвучивая скабрезные жалобы на российское засилье в стратегических сферах.
В последнее время «Газпром», как владелец профильной инфраструктуры в половинчатой республике, выставляется в исключительно демоническом свете, как источник всеармянских бед. Рупоры Еревана, сетуя на вассальное положение, взывают чуть ли не к состраданию, выпячивая откровенный антимосковский подтекст. Но это не мешает долдонить о несметных благах вожделенного транзита иранского газа по территории Армении в Европу.
В позорной игре спасительной фишкой для Еревана продолжает оставаться Карабахский вопрос. Обсуждая его в Тегеране, Саргсян снова ударился в неряшливую демагогию, изливаясь сентенциями о важности мира и стабильности для региона. В присущей для классического разрушителя манере он принялся поднимать на поверхность всю муть, что накопилась за два с лишним десятилетия в деле урегулирования кризиса. Присвоив себе лавры миротворца и сторонника компромиссов, он вдруг затеял многоходовую интрижку, банально закрутив сюжет.
Почему-то в Тегеране плотно обсуждалась нежелательность размещения в зоне конфликта военных других стран, будто бы Баку за это когда-то ратовал. Стоит вспомнить, что еще на заре переговорного процесса, когда в Минской группе ОБСЕ Россию представлял небезызвестный Владимир Казимиров, ныне покойный президент Гейдар Алиев категорически высказался против привлечения к миротворчеству иностранных войск, чем вызвал неудовольствие определенных сил. С тех пор Азербайджан неукоснительно следует заявленной парадигме без участия внешних сил.
Судя по тому, как споуксмен МИД Ирана Бахрам Касеми в ходе брифинга, коснувшись темы, упомянул, что его страна обеспокоена вероятным вмешательством в процесс третьих сил, становится очевидно, что за спиной Баку и Москвы Ереван удосужился спровоцировать себе выгодную возню. Не исключено, что кто-то в Тегеране повелся на армянскую уловку. Потому не мешает небольшой разбор полетов, чтобы расставить акценты — кому и для чего это было нужно.
Когда Баку уведомил внешних акторов о своем нежелании видеть на территории страны иностранные войска, это оказалось не по силам Армении. Ереван без раздумий смирился с вассальным положением, понадеявшись, что союзники в последующем будут за него воевать. Сегодня, имея на собственной ноге ноющую мозоль, Ереван пытается наступить на отсутствующую болевую точку противника и снова попадает пальцем в небо. Да и в Тегеране прекрасно осведомлены о том, какая дистанция отделяет Азербайджан от ОДКБ и от НАТО. Тут и комментировать нечего.
Армянская политическая традиция — это тренд сплошного шулерства и фальша. Стране-агрессору в ее изможденном состоянии важно заручиться возможностями безопасности. Миротворцы в зоне конфликта армянам и нужны. Это страховочный механизм, который в при определенном раскладе предотвратить фронтальное наступление азербайджанской армии.
Выступая в роли сварливого персонажа, Саргсян в Тегеране искал на ком бы сорвать злость от позорных итогов апрельской войны, потому и пошел громить не только Баку, но и Москву, которая-де выступила в роли ко-спонсора азербайджанской победы. Расфуфыривая помощь России Азербайджану, Саргсян использовал полный запал жалобничества, чтобы вбить клинья в отношения Тегерана и с Баку, и с Москвой. Не зря сегодня в Ереване чуть ли не рапортуют, мол, Иран предупредил не только Баку, но и Москву.
Тиражируя жалкий лепет, в Ереване, кажется, вконец потеряли голову, не понимая, в чей огород кидают камни и на что могут нарваться. Хотя некоторые догадываются. Почему-то после восторженных комментариев к «историческому визиту Саргсяна в Тегеран» никто в армянской столице и словом не обмолвился о том, как в иранской столице расценили участие армянских военных на натовских учениях в Грузии. Ни слова об этом и по части реакции Москвы. Не мудрено. Комментировать прозрачные блоки бесполой политики – не самое умное дело. Особенно, когда она производит на свет одну путаницу. От такой грязной дипломатии с токсинами лучше быть подальше.
Тофик Аббасов, специально для Minval.az