Почему деградирует журналистика в Азербайджане

Почему деградирует журналистика в Азербайджане

Почему деградирует журналистика в Азербайджане

В тот самый день, когда человек решает выбрать для себя профессию ЖУРНАЛИСТ, он должен понимать, что с этой самой минуты ему придется жить по совсем другим правилам, далеким от общепринятых норм. Человек, выбравший для себя именно эту сферу деятельности, должен понимать, что журналистика – тяжелый, каторжный труд и огромная ответственность. Кто такой журналист? Прежде всего, эрудит, постоянно самосовершенствующаяся натура, неустанно оттачивающая свой интеллект. Труженик пера – это и публицист, и следователь, и Робин Гуд, если угодно, и его работа является своеобразной визитной карточкой, согласно которой определяется его статус – как профессионала и личности. Во всяком случае, так было всегда. Но все хорошее, правильное и мудрое когда-нибудь кончается, и начинается та самая эпоха перемен, жить в которой – согласно высказыванию Конфуция – не дай Бог никому. Но, как говорится, от перемен никто из нас не застрахован и чаще всего приходится проходить через стезю «новой школы», формирующей, а, точнее, откладывающей в сознании общества уродливые клише и штампы, от которых потом бывает очень сложно избавиться – мыслящей личности, во всяком случае. Остальные принимают эти штампы и клише на «ура», и спокойно живут, воспринимая их как должное.

С кузни Facebook на наковальню СМИ   

Что мы наблюдаем сегодня? Журналистика в Азербайджане деградирует, причем, стремительными темпами. С появлением в нашей жизни социальных сетей работать стало значительно легче, это факт неоспоримый. Так, если раньше сотрудникам СМИ нужно было самим выявлять определенные проблемы общества, наводить справки, тратить время на встречи и разговоры с людьми и на поездки, то сегодня эти усилия практически свелись на нет.

Не секрет, что все мы, работники пера, пользуемся информацией, которая лежит на поверхности, а именно – статусами в социальной сети Facebook, которые позволяют выявлять множество проблем. Достаточно зайти в интернет и почитать статусы граждан, жалующихся на вырубку деревьев, отстрелы бездомных животных, незаконный снос жилья, обираловку в магазинах, беспредел чиновников, просроченные продукты, хамство продавцов, обман работодателей, поборы в школах, некомпетентность врачей. Глядишь – и заметка сама по себе уже напрашивается. Остается только слегка поработать над текстом, чтобы он не носил характер явного плагиата, и все! Материал размещается на страницах издания, журналисты делятся «статьей» на своих страницах в социальной сети, начинают собирать лайки и комментарии.  Опять же повторюсь – это факт неоспоримый, сильно облегчающий работу. Но, с другой стороны, факт, полностью лишающий большинство журналистов желания думать и делать. А зачем? Сегодня достаточно дать громкий кричащий заголовок, впихнуть в заметку фразу «В социальной сети появилась информация о …..», а дальше – копировка текста статуса и в качестве подтверждения, что данная информация действительно имела место – скрин поста пользователя. И все. Нет даже частичного ситуативного анализа. А зачем делать больше? Таким образом, сотрудник СМИ снимает с себя всякую ответственность: работать не надо, расследовать не надо, в случае чего – это не моя работа, это было размещено на Фейсбуке, а издание только поделилось. А потому я не сильно удивлюсь, если довольно скоро канет в Лету такое понятие как авторская статья, очерк, эссе. Уйдут в никуда хорошие, качественные интервью, напрочь исчезнет столь необходимое для журналиста умение разговаривать с людьми, сочувствовать им, напрочь исчезнет желание ПОМОГАТЬ своими публикациями.

Итак, вернемся к социальным сетям. Информация – на ладони. Остается как минимум – списаться с автором статуса, попросить его номер телефона, позвонить, выяснить дополнительные факты, и уж только потом, собрав мнения определенного круга людей и комментарии чиновников, отвечающих за решение проблемы (если чиновник отказался отвечать – так и напишем!), можно публиковать заметку, над которой пришлось – как ни крути – но изрядно потрудиться. Чаще всего, когда списываешься или созваниваешься с автором статуса, следует просьба приехать и самому зафиксировать проблему. А как же иначе?  В этом и состоит смысл статуса жалобщика, ведь это и есть своеобразный посыл человека к сотрудникам СМИ. Времена писем в редакцию тоже уже отходит в Лету, и надо это понимать.

Дешевая «сенсация» на горе и боли граждан

Во все времена (и уж тем более – в эпоху перемен) считалось, что лучше всего издание продвигает так называемая чернуха. И сегодня, похоже, за этот принцип уцепились те, кто почему-то считает себя журналистами. За примерами далеко ходить не надо: вот уже несколько дней подряд некоторые СМИ смачно муссируют подробности личной жизни Шарифовой Сусанны, которая выбросилась из окна из-за конфликта с гражданским мужем. У женщины осталось двое детей. Причина установлена, гражданский муж, вынудивший Сусанну броситься из окна, задержан. Казалось бы, на этом следует остановиться, во всяком случае, уважающее себя СМИ так бы и поступило. Но только не о «акулы пера», которые моментально уцепились за эту трагедию и стали «раскручивать сенсацию», извлекая из подробностей личной жизни молодой матери смачный (и невыносимо грязный) рейтинг для своих сомнительных изданий, которые опубликовали и фотографии из семейного альбома покойной, и интервью с матерью гражданского мужа Сусанны, не замедлившей полить грязью покойницу ради обеления своего сына-садиста. Остается дождаться, когда эти «журналисты» раскопают и опубликуют размер нижнего белья С. Шарифовой (естественно, с прилагающимися к тексту фотографиями) и подробности ее интимной жизни в спальне гражданского мужа-садиста. Вот когда рейтинг-то влетит! В разы!

Или взять недавний случай, произошедший 1 мая, когда ночь с субботы на воскресенье в самом центре Баку была зверски убита Сандрандинова Елена Викторовна? Компетентные СМИ именовали убитую гражданкой Баку, желтая же пресса почему-то окрестила погибшую Сандрадинову Е.В «женщиной с низкой социальной ответственностью» (читай, проституткой). И знаете, что случилось после? А после мне позвонили друзья семьи покойной, и рассказали, что Сын Сандрадиновой Е.В едва не залез в петлю, когда со всех сторон ему начали поступать сообщения со ссылкой заметку в этих самых «СМИ». Разве не достаточно было горя этому парню, потерявшему мать? А если бы он действительно совершил бы суицид, кто бы отвечал за его смерть? Не думаю, что ответственность понесли бы «журналисты» и редакторы этих самых желтопрессных изданий, плюющих в самое святое. А ведь существует непреложное правило журналиста – не навреди!  Но, похоже, наши «акулы пера» следуют только 9-му правилу кодекса журналиста: Будь нейтрален к последствиям! Действительно, о последствиях наши «акулы пера» редко задумываются (если задумываются вообще).

Справка:

9-й пункт Кодекса Журналиста гласит: решая, публиковать новость или нет, журналист и его редакция не должны руководствоваться мыслью о том, кто может выиграть или пострадать от этой публикации. Решающим фактором для принятия такого решения должны быть критерии достоверности и значимости новости для аудитории.

А значит, и этот пункт наши желтушники умудрились перекосячить, потому что чаще всего именно ДОСТОВЕРНОСТЬ для них как раз таки бывает не важна. Главное – значимость «новости» для аудитории.

А тщательное многодневное муссирование грязных «подробностей» дела жителя Гянджи Гасана Сафарова, который женился на своей племяннице? Желтопрессиники не поленились «откопать» всех его родственников, опросить их, с делать с ними интервью (несомненно, такие «важные» и «нужные»), и залить свою «работу» в мозг соответствующей их уровню читательской аудитории.

Перечислять подобные «сенсации» можно долго, тем более, что они постоянно появляются на страницах большинства наших СМИ, их пропагандируют и продвигают.

Честно говоря, подобные «расследования» наводят на мысль, что работа большинства азербайджанских СМИ базируются именно на такого рода гадостях, но не более. Значит, энтузиазм все-таки есть? Но в таком случае, почему эти «энтузиасты» включают свою энергию, когда дело касается скандалов и грязи, но моментально уходят в подполье, когда нужно реально помочь людям в решении бытовых проблем? Я уже не говорю про политику, потому понимаю, что для многих сотрудников СМИ (и для меня в том числе) эта тема – конкретное табу. Но ведь социум – это неиссякаемая кладезь материалов для настоящего профессионала. Ведь даже в самом идеальном обществе всегда будут проблемы. Пусть мы, журналисты, и не можем в полной мере помочь, но мы не имеем права МОЛЧАТЬ и ЗАМАЛЧИВАТЬ. В этом заключается принцип работы СМИ. Чтобы нас услышало как можно больше народу, чтобы создавался масштабный общественный резонанс. В этом и состоит помощь журналиста людям. Но, похоже, что большинству наших «журналистов» достаточно просто числиться в редакции, передирать статусы из социальных сетей и получать свои легкие деньги. А дальше – хоть трава не расти!

Громкие заголовки для новостей ни о чём

Громкие, кричащие заголовки – это широкий прием, который масштабно используют практически все СМИ (в том числе и ведущие мировые), и в этом нет ничего из ряда вон выходящего – кроме, конечно же, тех случаев, когда сама новость не имеет к этому «крику» никакого отношения. Громкие заголовки в азербайджанских СМИ, конечно же, привлекают внимание читателя, но чаще всего читатель этот, зайдя в саму новость, не находит сути. Таким образом, вокруг издания создается негативная аура, и люди просто перестают ему доверять. Но для руководства издания, публикующего подобные «новости», это не важно. Лишь бы кликали, лишь бы повышался рейтинг, лайки. А то, что падает уровень – не важно.

Вот простой пример. «Правительство РФ ликвидировало азербайджанскую диаспору» – именно так истерично вопил заголовок пустой, ничего не значащей заметки о ликвидации ВАКа. Очень хотелось спросить у редактора издания, опубликовавшего эту «новость»: он вообще знает, в чем различие между Всероссийским Азербайджанским Конгрессом и Диаспорой в целом?  Думаю, что редактор вряд ли бы ответил на этот простой по сути вопрос. А зачем ему знать? Тема читаемая, провокационная, кто заинтересуется – тот кликнет.

Или же нелепые добавки в заголовки «СЕНСАЦИЯ! ШОК!» – кого угодно это доведет до белого каления. Во всяком случае, мыслящий человек прекрасно знает, что кроется за такого рода «воплями». Далее в «сенсационной» новости следует текст, изобилующий грамматическими ошибками и неправильными речевыми оборотами. Таким образом, местные «акулы пера» доказывают, что 7 правило Заповеди Журналиста им не знакомо вообще.

Справка:

Правило №7:  Береги культуру речи!

Пресса, радио и телевидение в известной мере влияют на развитие языка в стране. Новые слова или выражения, напечатанные в СМИ, произнесенные в эфире или прозвучавшие по телевизору, быстро становятся модными словечками. Именно это предъявляет повышенные требования к работе журналистов. Они должны следовать установленным нормам, беречь культуру речи и стремиться быть носителями литературного языка.

Зачастую сам заголовок новости, в которой негласно отражено мнение сотрудника СМИ, уже подсознательно настраивает читателя на негатив. А значит, нарушается еще одна заповедь – 6-я, которая гласит: НЕ МЕШАЙ РАЗВИТИЮ СОБЫТИЙ.  А раз навязывает свое мнение в заголовке новости – значит, мешает. Другое дело – авторская статья, в которой разработан анализ по факту. Тут, конечно же, автор имеет право высказать свое личное мнение, предложить свой вариант развития того или иного события, и заголовок может дать – согласно смыслу своей статьи.

Время собирать камни

Особо хочется отметить, что основной принцип работы СМИ: формировать общественное мнение. Хотя, кто знает, возможно именно такая бездарная формировка общественного мнения сегодня как нельзя более кстати? Возможно, это чья-то жестокая негласная установка – отупить общество до такой степени, чтобы оно было отвлечено от основных проблем? Понятно, что говорить сегодня надо с оглядкой – время такое, инициатива наказуема, самодеятельность, не согласованная с кем либо – тоже. Профессионалам приходится рисковать, многие из нас умудряются кричать о проблемах, просунув голову между рогатинами информационной цензуры – как сквозь прутья клетки. Но тем не менее, мы говорим, кричим, рискуем, хотя наша попытка формирования общественного сознания сталкивается с огромным потоком смердящего информационного мусора, которым изобилует сегодняшняя интернет-журналистика. И мы уже ничего не в силах исправить, мы даже не сопротивляемся, когда слышим позорную для нас фразу: В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ЖУРНАЛИСТИКИ НЕТ.

А ведь в свое время азербайджанская журналистика являлась действенным средством, играющим важную роль в сохранении и передаче будущим поколениям национально-моральных ценностей, культурного наследия и истории. Это неоспоримый факт, и я преклоняюсь перед корифеями, хочу сказать огромное спасибо всем моим коллегам – настоящим профессионалам своего дела. Но, как говорил таможенник Верещагин, мне за державу обидно. И особенно – за то потерянное поколение, которому предстоит собирать камни. Только вот в чью голову они полетят?

Яна Мадатова, лауреат премии «Золотое Перо»

Теги:
Из этой рубрики