Доктор юридических наук, профессор и бизнесмен Ильхам Рагимов дал интервью сайту “İlkxeber”. Минвал публикует данное интервью без сокращений:
— По утверждению российской газеты «Аргументы и Факты» новый миропорядок будут определять Дональд Трамп, Реджеб Таййиб Эрдоган и Владимир Путин: «Мир вновь нуждается в сильных лидерах. В России Путин, в Турции Эрдоган и в США Трамп. Они втроем должны прийти к согласию и создать миропорядок». Верите ли Вы в то, что эта тройка может сделать что-то для миропорядка?
— Если они будут вместе, что вряд ли возможно, определенная стабильность в мире осуществима. Однако новый миропорядок, о котором говорит газета «Аргументы и Факты» в ближайшие годы трудно себе представить. Слишком уж этот порядок в мире разрушен. В.Путин и Р.Т.Эрдоган действительно в течение долгих лет показали себя независимыми, самостоятельными и волевыми лидерами. Что касается Трампа — то мы еще не увидели в нем сильного лидера в качестве главы государства. Я еще в процессе предвыборной кампании говорил, что Трамп – это непредсказуемый и импульсивный человек. А такие люди способны к совершению ошибок в политике. Я уверен, что мы в этом убедимся, когда он начнет исполнять свои обязанности президента. Кроме того, миропорядок невозможен без участия Европейского Союза, Китая, Индии. Поэтому вышеназванные лидеры, если даже они этого захотят, не смогут быть субъектами нового миропорядка, хотя эта тройка, при желании, может сделать многое для урегулирования конкретных конфликтных проблем в мире. Новый миропорядок возможен. Но для этого следует, мировым сообществам, принять новый Устав ООН, в котором не должно быть противоречий и неясных положений. Действующий Устав уже устарел, и мы являемся свидетелями того, как он систематически нарушается или игнорируется сильными державами в ущерб слабых стран.
— В последние дни наблюдается потепление отношений между Москвой и Анкарой. Интересно, Европа отдаляет Турцию от себя, а Россия наоборот, сближается с Турцией. Например, можно показать визит Жириновского в Турцию и в рамках визита встречу с Эрдоганом, министром иностранных дел Чавушоглу, представленный им проект из 16-и глав, связанный с новым Российско-Турецким союзом, также запланированный на ближайшие дни визит в Турцию министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Как Вы видите дальнейшее развитие событий?
— Я бы определил сегодняшнее отношение между Москвой и Анкарой не как «потепление», а возвратом к доконфликтному периоду. Европа никогда не считала Турцию частью Европы и в отношениях с Анкарой была неискренней, хотя Турция всегда стремилась к сближению с Европой. Что касается отношений России с Турцией, — то очевидно ясно, политическая, экономическая, культурная нуждаемость этих стран и народов друг в друге. Визит Жириновского в Турцию, тем более, его встречу с Эрдоганом, лично я не понимаю. Во – первых, потому что он серьезного влияния на политику России не имеет. Во – вторых, нельзя забывать о тех выражениях, с которыми он выступал всегда в адрес Турции и нашего народа. Одним словом, он не достоин такого приема и уважения, который был ему оказан как в Турции, так и в Азербайджане.
— Может ли обращение дружеских отношений между Москвой и Анкарой в позитивное русло открыть новые перспективы в решении Карабахского конфликта?
— Я неоднократно утверждал, что улучшение отношений между Турцией и Россией следует положительно оценивать в связи с Карабахской проблемой.
— Давайте сменим тему. Какой трудный путь прошли, чтобы достичь успехов в бизнесе. Оглядываясь назад, что Вы думаете об этих успехах? Это везение, судьба, или… Откуда возникла идея заняться бизнесом и как Вы реализовали это?
— Сказать, что я прошел трудный путь в достижении успехов в бизнесе прозвучит неубедительно. Я это говорю вполне искренно. Другое дело мои партнеры по бизнесу – Год Нисанов и Зарах Илиев. Они реально прошли трудный путь в Москве под дубинками омоновцев в начале 90 – х годов. То, что я стал бизнесменом – судьба, о которой я и не мог знать. Ведь более 15 лет я работал в системе Министерства Юстиции, параллельно занимаясь любимым занятием – наукой.
— Кстати, долгие годы как партнеры по бизнесу Вы вместе с Годом Нисановым и Зарах Илиевым. Какое у Вас впечатление о них?
— Это очень честные, порядочные, преданные и профессиональные бизнесмены. Если, бы они не обладали этими качествами, мы бы давно уже расстались. Хочу особо подчеркнуть: мы очень сильно доверяем друг – другу, и по сегодняшний день у нас никогда еще не было между собой каких – либо недоразумений, что часто имеет место в партнерстве.
— Как пишет пресса, Вы с помощью криминального авторитета Ровшана Ленкеранского силой переселяли азербайджанцев из других рынков в “Food City”. Даже в этом оптовом рынке были тайные подвалы, которые использовались как комнаты пыток и якобы в эти комнаты бросали азербайджанских продавцов. Насколько все это правдоподобно?
— Я знаком с этой писаниной. В Азербайджане все знают не только о том, что это заказная клевета, но и догадываются, откуда источник. Удивительно, что пресса, которая пыталась оклеветать нас, буквально, через 24 часа опубликовала, сама же, хвалебный материал в отношении Года Нисанова, признавая тем самым, что они способны, если это необходимо, изменить свое мнение на 180 градусов. Полагаю, что все догадываются, почему так получилось.
— Недавно в Азербайджанской прессе была размещена еще одна статья: «Жадность азербайджанского миллиардера и пример Прак Сота». В этой статье автор жаловался, что несмотря на что, в Азербайджане есть известные на мировом уровне миллиардеры, они в отличие от зарубежных миллиардеров не тратят деньги на своих соотечественников. По утверждению автора, последний раз благотворительностью занимался великий меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев…
— Я знаком с этой статьей. Полагаю, что автору этого материала, следовало бы, если действительно эта проблема его интересует, попытаться ответить на вопрос: почему наши известные бизнесмены – соотечественники не хотят вкладывать деньги на родине? Вот если бы автор этой статьи провел бы журналистское исследование, с их участием — тогда бы все прояснилось. Что касается Гаджи Зейналабдин Тагиева, нельзя забывать, что он в отличии от нас зарабатывал деньги у себя на родине, а не за ее пределами.
— Нам известна Ваша благотворительная деятельность, также мы знаем, что Вы помогаете малоимущим семьям родного Вам села Чиловдарлы Товузкого района, выделили деньги на благоустройство этой территории, даже построили современную больницу для жителей деревни. Однако соотечественники ждут от Вас большего. То есть они хотят, чтобы Вы вложили большие инвестиции в Азербайджан.
— От меня нельзя требовать большего, что я могу сделать.
— Может быть, Вы не вложили серьезных инвестиций в Азербайджан потому, что в стране отсутствует нормальная инвестиционная среда?
— Куда вкладывать деньги и сколько решают три человека: я, Год Нисанов и Зарах Илиев. Решение принимается только в согласии.
— Как представителю другой национальности Вам не трудно заниматься бизнесом в России?
— Абсолютно нет, хотя и не без проблем.
— Чем в основном занимаетесь в свободное время?
— Спорт. Наука. Общение с близкими друзьями.
— Что значит для Ильхама Рагимова быть известным? Чего бы Вы хотели еще добиться в жизни?
— Я всегда говорил, повторяю и сейчас: предпочитаю быть известным как ученый – юрист, чем в статусе делового человека. Что касается второй части Вашего вопроса. Я по натуре такой человек: если что – то начинаю, — то обязательно должен довести до конца и в лучшем варианте. Чего бы я хотел еще добиться в жизни – это знаю только я сам и никто более.
— Что для Вас больше всего является ценным?
— Независимость, самостоятельность, свобода. Встречаться и общаться с тем, с кем я желаю, независимо от социального положения и политических взглядов этого человека. Самое главное, чтобы твои намерения были честными, благородными и открытыми.
— Что можете сказать о своих детях? Хотели бы, чтобы они также как и Вы занимались бизнесом?
— Я никогда никого не заставляю заниматься тем, что хочу. Это касается и моих детей.