Председатель комитета Милли Меджлиса по социальной политике Хады Раджабли дал интервью «Ени Мусават», в котором прокомментировал предложение увеличить размер единовременных денежных выплат семьям шехидов.
— Хады муаллим, на последнем заседании Милли Меджлиса прозвучало предложение поднять сумму пособия для семей шехидов с 10 тысяч до 100 тысяч манатов. Но судя по вашим последним заявлениям в прессе, вы выступаете против предложения ваших коллег, с чем это связано?
— Я с уважением отношусь ко всем предложениям, однако этот вопрос не обсуждался, он не стоит на повестке дня. Я тоже могу предложить, путь им выдают по 1 миллиону. Так и напишите, Хады муаллим предлагает выдавать по миллиону! Мало ли, что можно сказать… Нужно провести расчеты, мы не проводили подобных обсуждений.
— Но, как отметили ваши коллеги, после девальвации выделяемые семьям шехидов 11 тысяч манатов – это уже не такие большие средства. Насколько можно увеличить эти выплаты?
— Да, семьям шехидов выделяют 11 тысяч манатов, а пособие по инвалидности составляет около 8 тысяч манатов. Это единовременная помощь. Я тоже сторонник поднять суммы до миллиона, но нужно просчитать реально. Я специалист в этой сфере и занимаюсь этим, но я не предлагал, что пусть эта сумма будет 100 или 200 тысяч. Стоит просчитать реальные возможности бюджета.
— У семей шехидов и инвалидов имеются нерешенные проблемы, президент постоянно рекомендует окружать такие семьи заботой со стороны государства. Значит, нужно решать проблемы.
— Президентские пособия для семей национальных героев были повышены на 30% до 1300 манат. Возможно, эта тенденция продолжится, но на повестке дня этого вопроса нет. Предлагать давать 100-200 тысяч несерьезно, нужно провести расчеты. Минобороны должно посчитать точное число таких семей, провести обсуждения с Минфином, а Министерство труда и социальной защиты населения должно обсудить этот вопрос. Я не люблю, чтобы кто-то делал такие заявления, просто чтобы понравится.
— Но, как вы сказали, обсуждения не проводятся, соответствующие структуры не перешли к действию, значит, проблемы остаются.
— Обеспечение этих семей квартирами и выплата единовременных пособий стоит на повестке дня. Но мы даже не смогли заплатить страховые выплаты за ставших шехидами в то время, вы в курсе?
— Сколько не выплачено?
— Сумма очень большая, мы должны это обсудить. Не могу назвать точную цифру, надо смотреть документы.
— Есть мнение, что государство, которое ценит прославляющих Азербайджан на международных соревнованиях спортсменов, выделяет им большие средства, не может выделять столько же средств павшим за родину шехидам. Согласны ли вы с этим мнением?
— Этот вопрос неправильно сформулирован. Спортсмены – это другой вопрос, как и средства, выдаваемые заслуженным артистам. Неправильно рассматривать этот вопрос под таким углом.
— Что можете сказать о реформах в стране после референдума?
— Я всегда ожидаю от реформ положительного результата. Но люди хотят все и сразу. Но необходимо учитывать реалии и финансовые возможности. Этот год – год реформ. Последовательно проводятся интересные реформы, и этот процесс продолжится.
— В следующем месяце в правительство обсудит бюджет в парламенте. Считается, что вместо того, чтобы требовать у правительства отчет, вы выступаете в статусе защитника. Согласны ли вы с этим мнением?
— Нет, это не так. Я бываю и критиком, и защитником правительства. Есть сферы, которые я критикую. В начале года я раскритиковал дорогу Баку-Астара, вы забыли?