Стоял ли на повестке карабахский вопрос, будут ли чеченцы на стороне Армении в случае начала карабахской войны и мешает ли антитурецкая риторика Кадырова диалогу с Баку – в интервью КАВПОЛИТу рассказал политолог, депутат Милли Меджлиса Азербайджана Расим Мусабеков. Он поделился с нами своими размышлениями о визите Рамиза Мехтиева в Чечню.
— На полях VII Международного форума, посвященного вопросам безопасности, состоялась встреча Рамиза Мехтиева и главы Чечни Рамзана Кадырова. Г-н Мехтиев является не только главой АП Азербайджана, но также секретарем Совета безопасности республики. Однако, по слухам, он отходит от дел. Можно ли считать этот визит в Чечню завершающим в его карьере?
— Поскольку он находился в Грозном, его встреча с Кадыровым, принимая во внимание традиционно тесные отношения нашей страны с Северным Кавказом, вполне естественна и была ожидаемой. Нас связывают не только общее историческое прошлое, но также культурные, религиозные и экономические отношения в настоящем.
Что же касается слухов об отходе Рамиза Мехтиева от дел и завершении его карьеры, то подобные версии в Баку не циркулируют. Он человек опытный и в летах, но достаточно бодр, и снижения его работоспособности не наблюдается.
— На ваш взгляд, насколько общественность России и Азербайджана будет информирована о сути переговоров? Или эта встреча больше в формате «за закрытыми дверьми», а для публики будут опубликованы общие положения?
— Любые подобного рода встречи и переговоры имеют протокольную и закрытую часть. О каких-то моментах общественность будет информирована, а что-то останется, как вы сказали, «за закрытыми дверьми». Это нормально. Доверительный характер отношений предполагает обмен мнениями по деликатным вопросам, вброс информации о которых может раньше времени привнести в публичное пространство ненужный ажиотаж.
— Особое внимание стороны уделили вопросам развития торгово-экономических отношений. Какие проекты Азербайджан и ЧР могут развивать сегодня? Есть ли история экономических отношений Азербайджана и Чечни?
— Руководство Чечни неоднократно выражало заинтересованность в углублении торгово-экономических отношений, в привлечении инвестиций из Азербайджана. Эти вопросы предметно обсуждались и в ходе визитов Рамзана Кадырова в Баку.
Традиционно наши связи развивались в сфере нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии. Наши республики связывают нефтепровод, железная дорога. Есть потенциал в сфере строительства, туризма, сельского хозяйства. Но о конкретных проектах лучше поинтересоваться у экономистов.
— Как опыт Чечни в практической плоскости может помочь Азербайджану в борьбе с терроризмом?
— Полагаю, что опыт Азербайджана должен быть более интересен для Чечни и России в целом, чем наоборот. Ведь мы справились с обузданием проявлений радикального исламизма раньше и с гораздо меньшими издержками, чем это имело место на Северном Кавказе.
Конечно, государственные структуры держат эти вопросы в поле своего пристального внимания, а правоохранительные органы проводят профилактику имеющейся активности ИГ и других джихадистских структур.
К сожалению, азербайджанцев, попавших в сети ИГ, не так уж мало, но в соответствии с действующим у нас законодательством, которое недавно было ужесточено, эти люди понимают, что скрыть свои «художества» в Сирии, Ираке и где-либо еще и уклониться от суровой ответственности на родине у них шансов нет, – и потому предпочитают скрываться в Европе, Турции и третьих странах.
Опасность, исходящая от радикальных джихадистских структур, в Азербайджане оценивается адекватно, но ситуация находится под полным контролем, а число террористических проявлений на порядок ниже, чем на Северном Кавказе.
— Ввиду конфликта Москвы и Анкары глава Чечни делал резкие заявления в адрес руководства Турции. На ваш взгляд, стороны обсуждали российско-турецкое противостояние? Насколько эта тема обостряет диалог?
— Не думаю, что Рамиз Мехтиев обсуждал с Рамзаном Кадыровым международные вопросы, которые находятся вне компетенции региональных лидеров, даже таких авторитетных, как глава Чечни. И еще менее вероятно желание выслушивать какие-либо выпады в адрес руководства союзной Азербайджану Турции.
В Баку высказывания Рамзана Кадырова такого толка относят к пропаганде, выражению лояльности Москве, но вне контекста международной политики.
Полагаю, что с нормализацией российско-турецких отношений тон Рамзана Кадырова претерпит радикальное изменение.
— Карабахский вопрос обсуждался в ходе встречи? Ведь если конфликт выльется в полномасштабную войну, есть вероятность, что чеченцы будут оказывать помощь союзнику России по ОДКБ – Армении…
— Ситуации на Южном и Северном Кавказе связаны, и любое обострение не может не беспокоить руководителей по ту и другую стороны Кавказского хребта.
Полагаю, что тема карабахского конфликта и его апрельское военное обострение с высокой степенью вероятности обсуждались в ходе встречи Рамиза Мехтиева с Рамзаном Кадыровым. Однако предположения о том, что в случае полномасштабной армяно-азербайджанской войны, которой никто из здравомыслящих людей не желает, чеченцы выступят на стороне Армении как члена ОДКБ, – абсолютно надуманные.
Даже такие члены ОДКБ, как Белоруссия и Казахстан, открыто и принципиально поддерживают в этом конфликте Азербайджан. Ведь это Армения оккупирует азербайджанскую территорию, а не наоборот.
Напомню, что чеченские добровольцы в войне 1992-94 годов помогали азербайджанцам. Я не представляю, чтобы в случае нежелательных и негативных военных сценариев ситуация изменилась.
Никакие союзнические связи Армении с Россией не побудят чеченцев воевать на стороне армян, поправ религиозные и братские узы, связывающие их с азербайджанцами.