Где правит теневой оборот рекламы?

Где правит теневой оборот рекламы?

10267573_b

Член комитета по экономической политике Милли Меджлиса Вахид Ахмедов на днях заявил, что  в сфере рекламы существует неофициальная деятельность.

По словам депутата, из-за теневой экономики поступления в госбюджет из этой сферы ниже реального потенциала в 8-9 раз: «По информации Государственного комитета статистики, поступления из рекламного рынка в госбюджет составляют примерно 50 миллионов манатов. В сфере рекламы правит теневая экономика. Наши исследования показывают, что в реальности эта цифра может быть равна 400-450 миллионов манатов».

Если поступления в бюджет составляют 50 млн. манат, то реальный оборот рекламного рынка с учетом теневого оборота должен составлять на самом деле огромные суммы, так как поступления в бюджет от рекламы поступают в виде налога на прибыль, НДС или же 4 процентов суммы от физических лиц.

11 ноября председатель Союза Рекламистов Азербайджана Гаджиами Атакишиев, выступая на конференции в Баку, посвященной регулированию рекламного рынка, огласил первичные итоги мониторинга цен на рекламные щиты в городе Баку. По словам председателя СРА, всего таких щитов насчитывается 2500, средняя аренда составляет 400-700 манатов, средняя аренда в год составляет 6600 манатов, то есть 16500000 манатов всего.

Ни телевидение, где обычно самый большой поток рекламы, ни тем более другие СМИ по официальной статистике не имеют от рекламы в общей сложности даже 50 млн. А поступления от рекламных щитов, рекламы на транспорте и метро вряд ли могут быть такими уж баснословными. Куда текут рекламные деньги? Где правит теневой оборот рекламы?

Вице-президент Союза Рекламистов Азербайджана Тамилла Нагиева в интервью Minval.az заявила, что с мнением депутата можно согласиться: «Рекламный рынок Азербайджана не прозрачен.  Какую бы цифру не назвали, мы не можем это ни подтвердить, ни опровергнуть. Куда идут эти деньги, неизвестно. Известно, что рекламный рынок на телевидении насчитывает 30 миллионов, эту цифру долгие годы озвучивают. Принт медиа вообще находятся в стагнации. Где рекламные деньги, непонятно. Доходы не декларируются, регулятор рынка – Антимонопольная Служба – этими вопросами фактически не занимается.

Я несколько раз обращалась в департамент рекламы, который регулирует рекламный рынок Баку. Просила, дайте легальные цифры по рекламным площадям, по аудору, то есть по наружной рекламе. Не дают. Точной статистики у нас нет».

Глава информационного агентства «Туран» Мехман Алиев считает, что теневой вариант в рекламном деле обязательно присутствует: «Наверняка статистика учитывает всю рекламу, то есть: уличную рекламу, в метро, на транспорте и в СМИ. По рекламе на медиа есть статистика 2014 года. На телевидении – это 25 миллионов, по интернет-медиа и газетам – 1,3 миллиона манат. Но если мы говорим о 1,3 миллиона манатах, то теневой вариант может быть 5 миллионов, никак не больше. Общественное телевидение на недавних парламентских выборах предоставляло кандидатам эфир за 3500 манат в прайм-тайм, а в утренние часы 1200 манат. У них для коммерческих структур в прайм-тайм реклама оценивается в 1200 манат, но ее нет, и настолько она дешевая, что они на 70-80 процентов делают скидки. За одну минуту рекламы на телевидении получается 300-400 манат. Это не деньги. На телевидении более или менее прозрачная ситуация с рекламой, так как есть контроль. А вот в интернет-СМИ другая ситуация. Зачастую имеющаяся реклама на сайтах и газетах есть не что иное, как поддержка некоторыми структурами собственных СМИ. Реклама дается только своим. Причем, мы не знаем объемов этих денег, сколько чего списывается».

По мнению Мехмана Алиева, на деле реальной рекламы в СМИ нет: «Достаточно посмотреть на сайты, чтобы понять: рекламы нет. А то, что есть, не может формировать рынок. Поэтому говорить о 400-450 миллионах рекламных денег не приходиться. Это явно завышенные показатели. Объем ВВП Азербайджана где-то 55 миллиардов, а реклама составляет 1 процент от этой суммы, значит 550 миллионов. Но это в идеале. Наш бюджет формируется за счет нефтяных доходов. А рекламировать нефть не имеет смысла. Доля коммерческих структур в бюджете составляет где-то 5 процентов. Вот эти группы и могут дать те 25-27 миллионов рекламных денег. Малый и средний бизнес у нас слабо развит, есть политическое решение сайтам и газетам рекламу не давать, или кому-то давать, а кому-то нет.

Недавнее рамочное соглашение Всемирного банка с правительством Азербайджана предусматривает увеличение доли малого и среднего бизнеса с 4 до 29 процентов до 2020 года. Значит, правительство признает, что у нас средний класс составляет всего 4 процента. И даже они боятся себя рекламировать, так как их начинают проверять разные органы. В целом есть политическое решение, реальная экономическая ситуация, дисбаланс экономики. У нас нефтяная экономика – это факт. Все эти составляющие показывают, что у нас нет рынка. Вот возьмем Германию, ведущую экономическую державу Европы, у них на 70 миллионов населения рекламный рынок составляет 25 миллиардов евро. По аналогии у нас должно быть 3-4 миллиардов манат, но разве в Азербайджане может быть столько рекламы? Нет. А кто дает рекламу в Германии? 97 процентов – малый и средний бизнес. В Японии это цифра составляет 70 процентов. Причем в Азербайджане объем рекламного рынка практически не меняется за последние 10 лет, оставаясь на одном и том же уровне. Из-за этого наша журналистика оказалась в нищенском состоянии, журналисты не могут купить себе ни квартиры, ни машины, ни жить по-человечески. А тут еще кризис, и даже та малая активная часть населения лишилась возможности что-то делать. Кто-то машины, квартиры продавал, а теперь застой. Какая может быть реклама в этой ситуации?»

Исмаил Рафигоглу.

Из этой рубрики