Много лет идет спор на тему «Нация Бакинцы». В своей статье Эля Джафарова – один из авторов сайта Minval.az предлагает вспомнить, что именно в самые застойные десятилетия параллельно с элитарным и космополитичным понятием «бакинская нация» в широкий оборот был запущен и дискриминационный термин «чушки». Он применялся чуть ли не ко всем провинциальным азербайджанцам, которые приезжали из регионов в родную столицу, и даже ко многим бакинским азербайджанцам, которые не изъяснялись на русском языке. Складывалась крайне парадоксальная и унизительная для национального самосознания ситуация, когда космополитичный и пестрый конгломерат армян, русских, евреев, русскоязычных азербайджанцев и пр., в одностороннем порядке объявляя себя «особой бакинской нацией», как бы претендовал на роль подлинных представителей и хозяев столицы, а примерно 80-90% населения страны презрительно именовались чушками.
Противопоставление «бакинской нации» и «чушек» на деле не ограничивалось словесным и поведенческим размежеванием, а преследовало более опасные цели и вело к более негативным последствиям. На деле, так называемая интернациональная «бакинская нация» долгое время занимала все ключевые позиции во всех сферах жизни Азербайджана и претендовала на роль самой передовой, прогрессивной, образованной и культурной прослойки, которая только одна и вправе представлять страну и решать все ее проблемы. В результате прямо или косвенно ущемлялись не только права и интересы основного населения страны, объявленной «чушками», но соответственно урезалось внимание к национальным традициям, национальной культуре, национальному языку, национальным кадрам, национальным проблемам и вопросам национального развития.
А потому автор считает крайне нежелательным и опасным любое возвращение к теме «чушек» и «бакинской нации».
Нет такой нации – Бакинцы, считает Э. Джафарова. Есть один и единый народ — со всеми ее плюсами и минусами, с сельчанами и горожанами, с азербайджаноязычными и иноязычными. И есть единая для всех азербайджанцев столица – наш Баку. И проблемы нашего Азербайджана, проблемы нашего Баку решать нам всем вместе – без каких-либо искусственных барьеров и дискриминационных подходов.
Статья Эли Джафаровой вызвала огромную полемику на сайте Minval.az, которая продолжается по сей день. Сторонники и противники сошлись в нешуточной битве, и каждый пытается доказать, что именно его мнение имеет право на существование.
Мы решили устроить опрос специально для первого номера нашей газеты, задать вопросы на эту тему известным людям нашего города, а также рядовым гражданам Баку.
Результаты полемики мы представляем вашему вниманию.
Алекпер Алиев, писатель:
— Когда делили Азербайджан по Туркменчайскому договору, нам досталась провинциальная часть, которая состояла из Баку (Ичери Шехер) и Шамахи, превратившейся в деревню после землетрясения, и не менее провинциальная Гянджа. А нашим братьям по ту сторону Аракса, достался воистину урбанистический Тебриз, который и на сегодняшний день имеет больше права именоваться городом, нежели Баку.
Баку стал принадлежать нам после 90-х. Мы приобрели его, после того как потеряли Карабах. Этот город был русским, армянским, еврейским, но только не нашим. Это они являлись его истинными хозяевами.
Баку не смог стать городом, социально-территориальной формой организации общественного производства, где осуществляется не только производство вещей, но и «производство» самих людей, их образа жизни. Какой смысл делить людей на «коренных» и «не коренных», «чушек» и «не чушек»? Может быть, согласимся с тем, что чушкаризм — это состояние души всех нас и это нормативный акт, подписанный по умолчанию нашим обществом?
Бравируя аморфным понятием «нация бакинцы», городские сами себя загнали в угол. В действительности, это аморальное определение, не выдерживающее никакой критики. Приписывание себе исключительности и избранности – шовинизм. Во времена СССР городские жители откровенно дискриминировали провинциалов, смотрели на них сверху вниз и получили то, что имеют сегодня — месть провинциалов. И нет ничего удивительного в том, что приезжие не узрели в городском образе жизни что-то правильное и необходимое. Максимум их хватало на подражание городским, которые своим необоснованным высокомерием тормозили их развитие.
Так позорно проиграть родной город и потом возмущаться по поводу изменения его исторического облика, разложения культуры и нравов, выглядит неискренне. Если культурного потенциала городских не хватило на то, чтобы «ассимилировать» приезжих, то это в первую очередь вина бакинцев, а не приезжих.
Противовес деревни – это урбанистическая культура. Деревни порождают города. Но в Азербайджане почему-то деревни поглощают Баку. А Баку должен был оказывать влияние на то, что его окружает и, моделировать определенное сознание, в данном случае – городское, и способность к воспроизведению действительности в мышлении.
То, что мы называем провинциализмом, сегодня является доминантной культурой (или бескультурьем). И мы городские, являемся неотъемлемой частью этой культуры. Да, мы сами чушки, потому что не в состоянии «ассимилировать» приезжих, адаптировать их к городской жизни. Мощная пассионарная энергия приезжих, пожирает нас.
В действительности, городские никогда не находились в культурной оппозиции, в масштабном понимании этого слова, к провинциализму. Тогда как культурная оппозиция подразумевает отрицание всех ценностей, исповедуемых традиционной, массовой культурой, наши горе городские, сами являлись частью карнавальной матрицы, кябабного фундаментализма и эстетики тойханы-мейханы. Коим являются и по сей день.
Эльдар Багирбеков, актер театра Русской Драмы:
— Баку всегда был городом особого склада, особого колорита. В нем причудливо сочетались любые контрасты: начиная от архитектуры и заканчивая музыкой, одеждой, поэзией, прозой, танцами, манерой себя преподнести, манерой сделать любимой такое сногсшибательное предложение, чтобы все попадали от восторга! А потому и люди в нем всегда были особенные – яркие, несравнимые ни с каким народом на свете! Ну, разве что с итальянцами в плане яркого и искрометного темперамента. Я написал о Баку эссе, правда, оно уже публиковалось, но для вас могу повторить его, потому что понятие «бакинец» — это гораздо глубже простого сознания. Это где-то в залежах любви, глубоко в сердце. Мы все были друзьями, не делили людей на своих и чужих, практически всё у нас было общее. В то время не ставили решетки на окна, даже дверей практически никто не запирал. Мы знали, что такое настоящая дружба, любовь, радость. Мы делили пополам горе, умели искренне плакать и смеяться. Только тот, кто родился и жил в Баку в те далекие, но, тем не менее, такие близкие времена, кто познал всю прелесть бакинской жизни, поймет, что если человек родился в Баку, то для него это самый прекрасный город на свете! Город как понимание живого организма, а не нагромождения безликих стен. Город, как лучшая часть тебя, твоего сердца, души твоей и разума. Город, без которого ты уже никогда не сможешь прожить. Если я уезжаю куда-то, то мне бывает очень тяжело жить вдали от родины, потому что корни мои накрепко вросли в этот прекрасный южный город на берегу Каспийского моря.
Ветер перемен раскидал нас по разным странам, и сегодня очень много бакинцев создают свои сообщества в интернете, иногда встречаются в реале. И как бы хорошо они не жили, как бы не сроднились с другими культурами, странами, массами, но все равно тоска по Баку и бакинцам разъедает им душу.
Что такое «Бакинец» — не объяснить несколькими словами. Бакинец – это, скорее, составляющая отдельного городского этноса. Это люди, которые никогда не имели других национальностей. Все мы были просто бакинцами – для себя, друг для друга, для других. Это надо чувствовать, это надо пережить, это надо любить.
Что думают об этом наши читатели в Facebook?
ЗА
Эльмар Джабаров:
— Пока по всему миру люди разных национальностей именуют себя бакинцами, будь то Израиль, будь что Америка или Россия, помогают друг другу и ассоциируют себя со столицей Азербайджана, тепло относятся к своей Родине и своеобразной бакинской культуре, значит — да! И термин «нация» здесь используется чисто аллегорически. К сожалению,бакинкая культура вымирает, как и общая азербайджанская. Та, которую прививали нам отцы и деды, к великому сожалению…
Гасанова Ругия:
— А я родилась и выросла в Баку, хотя можно сказать главнее в человеке характер, и какой он. Я очень скучаю по тем, кто уехал из Баку. Сегодня уже совсем другие лица, воспитание, нравы. На тебя смотрят по-другому, оценивая, некультурных очень много, и менталитет совсем другой, чуждый, надуманный. Зачастую в Баку судят по одежке, и считают, что если платье короткое, то можно пристать. Пришлые никогда не поймут, что это удобно, практично, красиво, женственно. Не одеваться же, как у них в деревнях! Если уж они живут в городе, то пусть оставят свои порядки и привычки при себе и командуют у себя в деревне. Меня вот это бесит, многое читаю на эту тему, что вот городские девушки гуляющие, так они ценят по одежде, и свободному отношению, а это не совсем так. Ине надо навязывать городским жителям свой сельский менталитет, у нас свой собственный. Теперь вы понимаете, почему я за бакинцев, за прежних людей, которые жили в Баку.
Мамедов Фикрет:
— Я согласен, мы в первую очередь граждане Азербайджана, но принадлежности к бакинской культуре у нас не отнять. Когда вырубают деревья,под которым ты в детстве прятался от зноя сидел с родителями, сносят дома, которые имели историческую ценность, когда ты, приезжая к пляжу, куда в детстве твоем водили тебя папа и мама, не можешь зайти на его территорию, если у тебя мурашки и ностальгия, когда ты видишь что-то, ассоциирующееся с хорошими днями — это есть принадлежность к бакинской культуре. Что плохого в том, что люди ,даже уезжая из Баку навсегда, любят этот город, ностальгируют по нему?
Султанов Руслан:
— Бакинцем нужно считать того, кто любит этот город не на словах, а на деле, кто не мусорит и не засоряет город, кто уважительно относится не только к себе, но и к окружающим, а не тех, кто старательно все вокруг ломает и пачкает. Если ты принимаешь правила города в котором живёшь, то не имеет значения откуда ты, ты или воспитанный человек или нет. Совсем не важно, где ты был рожден, гораздо важнее, как город и человек принимают друг друга.
Ирина Зейналлы:
— У Сейрана Велиева в книге «Древний, древний Азербайджан» указано, что на Абшероне проживала народность баканы или бакины. И город Баку получил своё название от них. Так что была такая нация — бакинцы. Что касается лично Вас — одним рождением в Баку бакинкой Вы не станете. Надо чтобы как минимум ТРИ поколения Ваших предков родились и выросли здесь.
ПРОТИВ
Мурад Юсифов:
— Я против, потому что это усиливает региональный дележ, эгоизм. «Нация бакинцы», Созданная извне советской империей, а внутри мышлением диктатуры по принципу «Разделяй и властвуй». Можно сильно любить свой регион, сочинять песни — «Bakılı balasıyam», «Bari Naxçıvan», и.т.д. и.т.п.. А причем тут нация вообще?? Это еще раз говорит о том что этот «слоган» придуман армянами, Бока пел песни на эту тему. Получается, что сейчас бакинцев уже нет, есть только «чушки» или беженцы. Я считаю этому вообще нужно положить конец. Посмотрите, сколько тысяч студентов получили двойку по Родному языку!
Назим Агаев:
— Нельзя Народ делить на нацию — на Бакинцев, на беженцев, на кланы и т д .Боль и трагедия- она одна. На всех хватит!
Самира Адаляткызы:
— Вообще «Нация» — понятие чисто капиталистическое. А бакинец-это духовный этнос, скорее. В последнее время я все больше восхищаюсь колоритом деревень. Кстати, во всем мире люди делятся на urban и rural (городское и сельское) население, у каждого свой колорит, и каждый необходим, востребован, и гармоничен на своем месте. Тенденция миграции населения в большие города существует во всем мире, это плохо, потому как самобытность народа все равно больше там, но для этого деревни развивать надо! Плохо, когда кто то кого-то пытается учить или грубо навязывать. А нация бакинец в ментальном аспекте есть, очень толерантная и светская, но, увы, вымирающая.
Эльшан Насиров:
— Нет такой нации Бакинцы. Был лишь проект большевиков, чтобы отделить Баку от Азербайджана. Но их мечта не сбылась. Героическая Кавказская Исламская армия помешала этому плану российской империи. Не было бакинцев. Были русские, евреи, армяне, и продажные обрусевшие азербайджанцы. А те, кто сейчас скучает по тем временам ни кто иной, как отпрыски тех самых «бакинцев», а именно представителей пятой колонны России.
Эльнур Ибрагимов:
— Бакинцы – это чисто региональное обозначение одного этноса. Так же как и гянджинцы, шемахинцы и т.д. и т.п. Да, в Баку всегда была своя культура и понятия, которую давно погасили гости столицы, но оскорблять их и называть «чушками» могут только не азербайджанцы. Мы все один народ и вместо того, чтобы находить общий язык и назло внешним врагам, быть сплоченными, мы только подогреваем внутренние распри, нужно научиться уважать друг друга и помогать исправлять ошибки, находить компромиссы. Неважно, какой ты национальности. Проживая в Азербайджане, любить надо свою родину и народ, каким бы он не был.
Подготовила Яна Мадатова