Визит главы оборонного ведомства Грузии в Армению оставляет вопросы
Между Тбилиси и Ереваном— новый всплеск дипломатической активности. В столицу Армении отправился с визитом министр обороны Грузии Джуаншер Бурчуладзе. Он не только проводит здесь переговоры с руководством Армении, включая и премьер-министра Никола Пашиняна. Как подробно рассказывают ереванские СМИ, «министр обороны Грузии Джуаншер Бурчуладзе посетил музей «геноцида армян» (здесь и далее кавычки наши — Minval.az) «Цицернакаберд»», а также «почтил память жертв резни в Османской империи, возложив цветы у вечного огня».
А совсем недавно, месяц назад, в Кахетинском регионе Грузии проходила трехстороння встреча министров обороны Грузии, Азербайджана и Турции Джуаншера Бурчуладзе, Закира Гасанова и Хулуси Акара. По итогам встречи на совместной пресс-конференции много говорилось о выходе оборонного сотрудничества трех стран на новый уровень, о совместных учениях и стратегическом партнёрстве.
А теперь —такие вот «протокольные подробности» визита Бурчуладзе в Армению.
В самом деле, излишне напоминать, что сотрудничество Грузии с Турцией и Азербайджаном, с одной стороны, и Арменией, с другой, неудобно даже сравнивать. Излишне напоминать, какую роль в грузинской экономике играют Азербайджан и Турция, включая и совместные проекты, и инвестиции.
Если же речь идет исключительно о военной сфере, то Грузия стремится вступить в НАТО, куда уже входит Турция, в то время как Армения — любимый форпост России. Той самой России, которая оккупирует 20% грузинской территории. Более того, в 2008 году, во время российской «пятидневной» агрессии против Грузии, российские самолёты, которые бомбили Грузию, взлетали в том числе и с территории Армении. До последнего времени от официальных связей с руководством оккупационных режимов, созданных Кремлем в Сухуми и Цхинвали, в Ереване как бы воздерживались, но накануне 44-дневной войны «высоких гостей» из Цхинвали принимали в Ханкенди.
Но как тогда понимать «протокольные новости» из Еревана? Господин Бурчуладзе не в курсе, насколько чувствительной для Анкары и Баку является тема «геноцида армян»? Или же он недостаточно хорошо информирован о приоритетах оборонной политики собственной страны?
Есть, конечно, официальное объяснение. Грузия и Армения — соседние государства, в Тбилиси стремятся сохранить с Ереваном дипломатические отношения и т.д. А посещение монумента на горе Цицернакаберд — это в Армении часть государственного протокола. И как отмечают знающие люди из «третьих стран», такое посещение еще не означает юридического признания событий 1915 года «геноцидом».
Но эта официальная версия слишком многое оставляет за кадром. В том числе, а вернее, прежде всего, те самые «тонкости протокола». Визит министра обороны одной страны в другую может иметь разные, скажем так, «форматы». И если официальный визит предусматривает возложение венков, то рабочий —уже нет. В Грузии это должны знать лучше, чем где бы то ни было — на волне скандала 2005 года. Эта история, конечно, с «обратным знаком», но информацию о протокольных прецедентах она даёт. Тогда, напомним, со «сквозным» визитом по странам Южного Кавказа отправился министр иностранных дел России Сергей Лавров. Однако еще в ходе пребывания в Армении, откуда глава МИД РФ и планировал отправиться в Грузию, Сергей Викторович заверил, что возлагать протокольный венок к монументу павших за территориальную целостность Грузии он не собирается. Дело было уже после «революции роз», но еще до «вероломного обстрела мирно спящего «Цхинвала»». В Тбилиси совершенно справедливо возмутились. Правда, аннулировать приглашение Лаврова не стали и в страну его все же впустили, спешно переформатировав визит из официального в рабочий. Зато местные активисты принесли к посольству России в Грузии траурный венок, соболезнуя в связи с кончиной российской дипломатии. А эксперты напоминали: если Сергей Викторович не хотел влипнуть в скандал, то у него были все возможности изначально договориться именно о рабочем визите. Так что венки к российскому посольству принесли не зря.
И точно так же теперь, накануне визита в Армению, если уж без такой военной дипломатии на высоком уровне действительно было никак не обойтись, в Тбилиси могли настоять на «рабочем» формате визита и избежать, подберем самый мягкий эпитет, такой вот «протокольной двусмысленности».
И хочется надеяться, что это все же был «ляпсус» и следствие банальной некомпетентности уже грузинских «протокольщиков», а не выбор приоритетов официального Тбилиси.
Нурани