Увольнение президентом Ильхамом Алиевым двух министров в течение короткого времени и начало новой волны антикоррупционных арестов привлекли все внимание общественности к происходящему в команде власти. Обладающая минимальными возможностями влияния на политические процессы Партия Ени Азербайджан (ПЕА), одержавшая победу на последних парламентских выборах, не может осмелиться реально объяснить обществу происходящее, а заявляет «мы не комментируем вопросы, входящие в полномочия президента», добавляет еще пару предложений и считает на этом свою миссию завершенной.
Заявление знающего политический пульс ПЕА Сиявуша Новрузова в адрес приближенных к власти депутатов, которые высказывали критику после увольнения с поста министра Эльдара Махмудова, чтобы они прекратили обсуждения, указывает на позицию партии: ПЕА не желает серьезных кадровых изменений во власти, не может переварить то, что уволенных называют коррупционерами и преступниками, даже видят в этом процессе опасность для себя, думая, что «оппозиция снова раззадорит прессу».
Обратите внимание, что после позорного увольнения министра национальной безопасности Эльдара Махмудова 17 октября и члена политического совета правящей партии министра связи и высоких технологий Али Аббасова 12 ноября, какого-либо заявления, реакции ПЕА до сих пор не последовало. Когда в партии Путина производятся подобные аресты, функционеры «Единой России» дни напролет открыто обсуждают это, иногда даже сами начинают процесс разоблачения чиновников-коррупционеров.
ПЕА не впервой сталкивается с такой ситуацией, есть примеры Фархада Алиева, Али Инсанова и Гюлер Ахмедовой. Но на это раз они понимают, что на фоне сокращения доходов от нефти, возникновения трудностей в управлении экономикой, роста социальных проблем, расхождения путей с Западом по многим вопросам, козней России против Азербайджана подобные перемены очень рискованны. Видимо, по этой причине правящая партия перекладывает всю ответственность на президента Ильхама Алиева и с волнением ожидает завершения этого процесса. Но это только начало…
****
О возможных изменениях в правящей команде разговоры ходили еще весной. Ведь с падением цен на нефть мировая экономика вошла в новую стадию, власти уже не могут также же спокойно распределять и тратить государственный бюджет, что фактически подтвердил бюджет на 2016 год. Новая политико-экономическая обстановка вынуждает сформировать более рациональную команду, пойти на реформы для ускорения развития ненефтяного сектора, в частности предпринимательства. Но переходная стадия показывает, что в новой экономической ситуации «низы» продолжают жить как раньше, а «верхи» не желают отказываться от борьбы, чтобы урвать кусок пожирнее. Все большее усиление критики в адрес своей команды президентом на проходящих в последние месяцы заседаниях, использование им более резких выражений, и фраза «Неприкасаемых нет, пусть каждый сделает вывод, а не сделает — будет наказан» показывало настроение «верхов».
«Мы избрали модель либеральной экономики, рыночной экономики и идем по этому пути. Посмотрите, каких больших успехов мы добились. Если бы внутри страны не было препятствующих, мы могли бы добиться еще больших успехов. Посмотрите, насколько мог увеличиться наш бюджет, если бы не было взяточничества, коррупции, проверок, лицензий, взимания доли. Сколько можно терпеть это?! Довольно, терпение иссякло. Пусть каждый сделает вывод, а не сделает — будет наказан», — отметил Ильхам Алиев.
На прошедшем 12 октября заседании Президента принимали участие все министры, включая Эльдара Махмудова и Али Аббасова, кроме «находящегося на лечении» Зии Мамедова, полномочия которого были значительно урезаны. Но тогда никто и подумать не мог, что всего через неделю президент уволит министра национальной безопасности Эльдара Махмудова, в МНБ начнется волна арестов, которая затем затронет и другие министерства, в том числе будет уволен министр связи и высоких технологий Али Аббасов. Как Э.Махмудов, так и А.Аббасов были министрами уже 11 лет, оба занимали высокий пост с 2004 года. Эта цифра оказалась для них роковой. Но это еще не конец, а возможно только начало.
****
Нынешняя ситуация в Азербайджане немного напоминает гладиаторские бои в древнем Риме: собравшаяся публика большим пальцем указывала на то, убить побежденного гладиатора или же помиловать. Видимо, сейчас больше тех, кто показывает большим пальцем вниз, призывая «убить». Народ с большим удовольствием наблюдает за изобличением бывших «непобедимыми» людей, которые мучили и грабили народ.
Изменилась повестка дня страны, все внимание направлено на президента, все ждут продолжения. Это, как заявляют некоторые оппозиционеры, не подстроенное представление для властей, ведь эти изменения приведут к напряженности внутри команды, окружение уволенных министров останется недовольно. Если хорошенько потрясти, то на политическую сцену может выйти «богатая оппозиция». Но они не могут создать серьезную угрозу властям. Те, кто не сделает соответствующих выводов, не адаптируются к продиктованным новым периодом нормам совести и экономии, занимающие высокую должность с девизом «побольше присвоить, побольше украсть» направляются в опасное русло. Если эту ситуацию не удастся предотвратить, то власти и Азербайджан пропадут. Лучше всех знает и видит ситуацию президент.
****
Одним из основных факторов, делающих необходимыми серьезные изменения в правящей команде – это отсутствие радикальной оппозиции. По логике, должно быть наоборот: власти должны быть склонны к изменениям из-за сильной оппозиции. Но после того, как оппозицию удалили с политической сцены, президент вынужден сам выполнять эти функции. Он критикует свою команду еще больше, чем оппозиционеры, обеспечивает процесс налаживания дел и принимает карательные меры.
Еще одной причиной, обуславливающей необходимость кадровых изменений, является усугубление отношений между властями и Западом, начиная с 2015 года. В 2015 году Запад обрушился с критикой на власти Азербайджана, напряжение в отношениях с Америкой не спало, противостояние с европейскими институтами (Европарламент, ОБСЕ) усилилось. ПЕА лидирует в гонке по критике в их адрес, но реальность от этого не меняется. По мере притеснения Западом азербайджанских властей, Россия пользуется ситуацией и лезет во все сферы Азербайджана, позиционируя себя в качестве дружественной страны. По мере продолжения противостояния с Западом и нежелательного сближения с Россией, у властей остается только один оптимальный выход из ситуации: усилиться изнутри, начать политические реформы и подготовить страну к предстоящему сложному периоду.
Это является политологическим объяснением последних политических, социальных и экономических шагов, указов и распоряжений президента Ильхама Алиева. В отличие от «находящейся среди народа» номенклатуры ПЕА, президент лучше видит эту опасность и хочет покончить с этим.