Российская демократия «умерла» вскоре после зарождения на полях боя в Первой Чеченской войне. События 11 декабря 1994 года радикально изменили ход истории независимой России после распада СССР.
Об этом пишет главный редактор российской «Новой газеты» Дмитрий Муратов в статье, опубликованной на The Guardian. Он напоминает, как началась война в Чечне, и как тогда вел себя Кремль.
«Первая и вторая войны в Чечне убили российскую демократию: когда говорят пушки, люди становятся кровожадными, а несогласных в правительстве называют предателями нации. Выборы потеряли свое значение, а парламент перестал быть местом для дискуссий. Все, что произошло тогда, и что происходит сейчас — это последствия тех войн», — пишет автор.
Он напоминает, что 6 августа 1990 года Борис Ельцин, будучи председателем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, сказал лидерам других стран СССР: «Возьмите столько суверенитета, сколько можете проглотить».
Так начался так называемый «парад суверенитетов» и федерализация России, которая стала независимой в декабре 1991 года. Большинство автономий в составе новой России согласились на федеративное устройство. Однако некоторые, особенно те, которые добывали нефть, склонялись к независимости.
Такой была и Чечня. Ее лидер Джохар Дудаев 1 ноября 1991 года объявил суверенитет Чечни, следуя примеру других республик СССР. В Кремле проигнорировали этот факт. А вскоре после этого, в Беловежской Пуще было объявлено о роспуске Советского Союза.
В течение следующих трех лет напряжение между Москвой и Грозным росла. В 1993 году в противовес правительству Дудаева Москва создала пророссийский «Временный совет Чеченской республики», которую возглавил Умар Автурханов. Он получил российское оружие, а лидеров «Временного совета» начали тренировать на российских военных базах.
Дальше события разворачивались подобно тем, которые сейчас происходят в Украине. Летом 1994 года в Грозном начались вооруженные столкновения между силами Дудаева и пророссийскими оппонентами. В результаты 2 августа Автурханов призвал Ельцина «ввести войска» на подмогу.
26 ноября 1994 года начался штурм Грозного с помощью бронетехники, стрелкового оружия и вертолетов, прибывших из России. Служба контрразведки РФ, которую впоследствии переименовали в ФСБ, как и сейчас в Украине, отправляла в Чечню «добровольцев» из танковых и пехотных дивизий.
«Они отправились в «внеочередные отпуска» вместе с оружием и бронетехникой, чтобы быть убитыми или захваченными в плен в столице Чечни», — говорится в статье.
В это же время, Москва официально отрицала, что в Чечне воюет регулярная российская армия и говорила о «ополченцах». Затем 30 ноября 1994 года Борис Ельцин подписал указ о «восстановлении конституционного порядка в Чеченской республике», который фактически признал начало войны. Однако большинство наступательных операций войск России были отбиты.
Шанс остановить кровопролитие был и он зависел от поведения Кремля. Однако в администрации Ельцина говорили, что якобы Дудаев отказывался вести переговоры и не выходил на связь. Но в это же время, пишет автор, российские журналисты смогли с первого раза дозвониться до Джохара Дудаева и без проблем поговорить с ним о ходе боевых действий.
Недавно на киевском Майдане провели митинг в поддержку чеченского народа. Участники митинга напомнили, что за время правления в России Владимира Путина в войнах погибли сотни тысяч людей. Беженцы из Чечни уверены, что победа над тоталитаризмом Путина начнется с Украины».









