Такое мнение высказал minval.az известный российский политолог Александр Караваев, комментируя перспективные планы Армении относительно вступления в Таможенный Союз и возможного сотрудничества с Евразийском пространством.
По его словам следует разделять давление и обсуждение, пожелания тех, или иных должностных лиц, экспертов.
«В этом вопросе я бы не был столь категоричен, хотя бы потому что мы не можем знать, какие аргументы привел Путин в разговоре с Саргсяном. Равно как и то, привез ли армянский президент в Москву уже созревшее решение», — заявил эксперт.
По мнению российского эксперта, можно лишь предположить, что Путин за время встречи и разговора с глаза на глаз оказал какое-то жесткое давление на Саргсяна, либо угрозами усиления азербайджанского вектора России, либо каким-либо иным аргументом рассчитанным лично на интересы Саргсяна.
«В реальности, каких-то комплексных политических действий по привлечению Армении в ТС я не наблюдал. Чего не скажешь в отношении Украины, по которой ведется достаточно глубокая и планомерная работа: давно ведутся официальные межведомственные консультации, оказывается дипломатическое давление, усилилась пропаганда и работа со сми, с общественными организациями, наконец, включили силовые механизмы торговых и таможенных стимулов», — отметил Караваев.
По оценкам собеседника агентства, в отношении Армении ничего подобного не предпринималось, за небольшим исключением не велась даже информационная работа.
«Были выступления и отдельные тезисы российских чиновников на межправительственных и межведомственных мероприятиях в Ереване, они говорили о пользе ТС.
Но это не являлось жестким принуждением. Для Росси было вполне достаточно, что Армения член ОДКБ, а по ЕЭП и ТС ее ставили в один ряд с Таджикистаном и Молдовой, то есть в очередь на вступление после Киргизии.
Ситуация изменилась когда Ереван в конце июля окончательно согласовал договор по Ассоциации с ЕС. Текста этого никто не видел и в Москве немного занервничали на экспертном уровне. Но в целом, в Кремле сочли такой расклад в отношении ЕС приемлемым», — поделился политолог.
Большую значимость российский эксперт придал августовскому бакинскому саммиту Путина-Алиева, в ходе которого было подписано соглашение между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) и Роснефтью, а также обозначены перспективы успешного сотрудничества между официальной Москвой и Баку.
Как считает Караваев, в Москве понимали, что Ереван напрягся и специально не стали развеивать сомнения в военно-стратегическом партнерстве, как делали это раньше.
«Я думаю, что причину решения Саргсяна все-таки нужно искать в том, что Ереван обеспокоен последствиями возможного сближения Москвы и Баку.
Решение по ТС показало как карабахская петля удерживает Армению в орбите России, одновременно сильно ограничивая стратегию многовекторности на которую пытаются опираться в Ереване. Это можно назвать главным политическим следствием заявления Саргсяна»,- резюмировал российский эксперт.
Тамара Тагизаде









