Ереван продолжает игру на обострение. В социальных сетях появились видеозаписи движения военных колонн ВС Армении к границе с Азербайджаном. Причём в масштабах, которые явно превышают «обычную ротацию». Ереванские ТГ-каналы уже превысили лимит пользователей из-за «потери бдительности». Впрочем, об опасных играх на условной границе Азербайджана узнают не только из армянского сектора социальных сетей. И это, к сожалению, не единственный тревожный сигнал.
После открытого отказа Никола Пашиняна убрать из конституции Армении притязания на азербайджанские территории рост реваншистских настроений, причём не только в оппозиции, но и в команде действующего премьера, заметен невооружённым глазом. Возможно, одних только заявлений для столь тревожного вывода было бы мало. Но изменим «масштаб картинки». Рост реваншизма на словах совпадает с куда более тревожными процессами: Армения ускоренно вооружается. И явно готовится к новой войне против Азербайджана.
Мотивы у Еревана вполне читаемые. Прежде всего, у «шашлычного премьера» продолжает падать рейтинг. Это шесть лет назад, на пике «дымб-дымб-ху» и прочих революционных театральных эффектов, можно было щедро раздавать посулы и обещать Армении невероятный экономический взлёт, фантастические дипломатические успехи и «новую войну за новые территории». Через шесть лет уже нужны результаты, а их нет — за вычетом военного разгрома в Карабахе и потери контроля над ранее оккупированными территориями Азербайджана. На таком фоне «маленькая победоносная война» вполне могла показаться членам команды «шашлычного премьера» лучшим способом поправить дела по крайней мере на внутриполитической арене. Плюс ко всему в Ереване более чем четверть века жили в иллюзиях, будто бы именно у Армении «самая боеспособная армия в регионе», Ереван «выиграл войну», и теперь всем остальным остаётся только принять её результаты и т. д., и т. п. А сегодня приходится вести переговоры уже с совершенно других позиций: Азербайджан одержал блестящую и убедительную победу и теперь диктует свои условия. Понятно, что в такой ситуации кое-кому в Ереване очень хочется хотя бы маленького военного успеха с территориальными захватами. Это позволит и избавиться от клейма проигравшей стороны, и «стучать кулаком» на переговорах, и рейтинг Пашиняна подправить.
Более того, к такого рода опасным играм Армению подталкивают и её новоявленные «друзья» на Западе, прежде всего в лице Франции и определённых кругов в Евросоюзе, где влияние Парижа более чем высоко. Парижу и Брюсселю очень хочется поиграть во что-нибудь в стиле «где мы — там победа!». Одно плохо: никаких громких побед, особенно в военной сфере, не просматривается. За годы своей проевропейской политики Грузия так и не получила от Евросоюза весомой поддержки в вопросе восстановления территориальной целостности — более того, ей после «пятидневной войны» навязали по сути унизительные условия. Нет заметных успехов и у Молдовы, где также официально провозглашён курс на вступление в ЕС. Наконец, несмотря на все громкие заявления, не удаётся добиться видимых успехов и на украинском фронте. В такой ситуации кому-то в Париже и Брюсселе вполне могло показаться, что военный успех Армении на фоне обнимашек Пашиняна с Францией и Евросоюзом — это лучший способ подправить собственное положение после серии имиджевых провалов. Ну и, конечно, задачу если и не открыть против России второй фронт, то уж во всяком случае отвлечь её силы на какое-то другое направление с повестки дня никто не снимал. Особенно если оказать Украине действительно решающую военную помощь у Евросоюза, назовём вещи своими именами, не хватает политической воли. Проще говоря, интересы армянских политических дельцов и западных «розовых пони» трогательно совпали.
И тут же опасный тренд встраиваются и другие процессы — поставки оружия в Армению из Франции, закупка оружия в Индии, в том числе произведённого по французским лицензиям, наконец, намерения Греции передать Армении зенитно-ракетные системы, в том числе С-300. И одновременно продолжает свою провокационную активность EUMA — европейская наблюдательная миссия на условной границе Азербайджана и Армении. Та самая, члены которой собирают разведывательную информацию о позициях и дислокации азербайджанской армии, а иногда, как об этом уже рассказывал Minval, прямо руководят фортификационными работами.
И всё это приводит к одному и тому же весьма тревожному выводу. Нынешняя политика Запада в регионе, а именно поддержка процесса ремилитаризации Армении и реваншистских настроений в Ереване, то есть, по сути, подстрекательство, ведёт к росту напряжённости в регионе Южного Кавказа, нарушению всё ещё очень хрупкого мира и повышает угрозу начала новой войны. В которой, добавим от себя, несмотря ни на какую иностранную поддержку, у Армении нет шансов не то что победить, но даже «остаться при своём».