Беспорядки, охватившие Канаки-Новую Каледонию, являются прямым результатом партийных и упрямых политических маневров Эмманюэля Макрона с целью сорвать процесс самоопределения в моей родной земле. Об этом в своей колонке в «Гардиан» пишет Джимми Науна, член Политического бюро Национального и социалистического фронта Канаки.
«Минвал» ниже публикует перевод статьи без изменений и сокращений:
Смертельные беспорядки, начавшиеся две недели назад в столице, Нумеа, были вызваны законопроектом о реформе избирательной системы, принятым во Французской национальной ассамблее в Париже.
Почти сорок лет назад Канаки-Новая Каледония привлекла внимание международной общественности по сходным причинам. Приверженцы независимости и канаки давно призывают разрешить колониальную ситуацию в Канаки-Новой Каледонии однозначно и окончательно.
Канаки составляют около 40% населения Новой Каледонии, которая остается французским территориальным образованием в Тихом океане. Движение за независимость канаков, Национальный и социалистический фронт Канаки (FLNKS), и его союзники протестовали против спорного избирательного законопроекта с момента его внесения во Французский сенат правительством Макрона в апреле.
Отношения между французским правительством и FLNKS были напряженными с тех пор, как Макрон решил провести третий референдум о независимости в 2021 году. Несмотря на призыв приверженцев независимости и канаков отложить его из-за пандемии COVID и высокого уровня смертности.
С тех пор FLNKS и его сторонники оспаривают политическую легитимность этого референдума, поскольку большинство коренного и колонизированного населения Канаки-Новой Каледонии не участвовало в голосовании.
С момента внесения законопроекта о реформе избирательной системы во Французский сенат в апреле этого года были проведены мирные митинги, демонстрации, шествия и забастовки, собравшие более десяти тысяч человек в центре города Нумеа и по всей Канаки-Новой Каледонии, но это не остановило французское правительство в продвижении законопроекта, несмотря на явные признаки того, что это вызовет беспорядки и насилие на местах.
Напряженность и утрата доверия приверженцев независимости к правительству Макрона стали более очевидными, когда в июле 2022 года Соня Бакес, лидер антииндепендентистов и президент Южной провинции, была назначена государственным секретарем по вопросам гражданства, а затем Николя Мецдорфа, другого антииндепендентистского представителя, — докладчиком по предложенному законопроекту о реформе избирательной системы. Это явно показало, что французское правительство поддерживает лоялистские партии в Канаки-Новой Каледонии, и что Французское государство отказалось от своей нейтральной позиции как партнера Нумеа-Аккорда и стороны, участвующей в переговорах по новому политическому соглашению.
На прошлой неделе президент Макрон внезапно принял решение совершить визит продолжительностью 18 часов в Канаки-Новую Каледонию для смягчения напряженности и возобновления переговоров с местными партиями о создании нового политического соглашения. Это была не более чем пиар-кампания для его собственной политической выгоды. Даже внутри его собственной партии Макрон потерял поддержку для проведения законопроекта о реформе избирательной системы через Конгресс Версаля [совместное заседание парламента], и его реагирование на ситуацию в Канаки-Новой Каледонии оспаривается на национальном уровне политическими группами, особенно по мере нарастания предвыборной кампании к предстоящим европейским выборам.
После возвращения в Париж Макрон заявил, что может рассмотреть вопрос проведения национального референдума по вопросу о реформе избирательной системы, как предусмотрено французской конституцией; французские граждане во Франции проголосовали за поддержку Нумеа-Аккорда в 1998 году. Для FLNKS эта опция лишь создаст дополнительное давление на переговоры о новом политическом соглашении.
Средний французский гражданин в Париже не полностью осведомлен о процессе деколонизации в Канаки-Новой Каледонии и причинах ограничения избирательного списка для канаков и «граждан», как это предусмотрено Нумеа-Аккордом. Они могут просто проголосовать «за» на основе демократических принципов: один человек, один голос. Однако другие могут проголосовать «против», чтобы выразить санкции против политики Макрона и его реагирования на ситуацию в Канаки-Новой Каледонии.
Так или иначе, результат национального референдума по предложенной реформе избирательной системы — без местного согласия — лишь вызовет еще больше протестов и беспорядков в Канаки-Новой Каледонии.
После визита Макрона FLNKS опубликовал заявление, подтверждающее свой призыв приостановить или отозвать процесс реформы избирательной системы. Также было высказано требование отправить в Канаки-Новую Каледонию высокопоставленную независимую миссию для смягчения напряженности и обеспечения более благоприятной обстановки для возобновления переговоров по новому политическому соглашению, устанавливающему определенный и ясный путь к новому — и подлинному — референдуму о независимости Канаки-Новой Каледонии.
Мирное будущее для всех, которое, надеюсь, не прозвучит в глухие уши вновь.