Брюссельский раунд переговоров президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна завершён. Шарль Мишель, председатель Совета ЕС, выступил по итогам встречи со специальным заявлением.
Еще накануне старта переговоров в Брюсселе многие эксперты в кавычках и без не только пытались предугадать итоги переговоров, но и с изрядным скепсисом обещали, что, дескать, переговоры в Брюсселе закончатся лишь общими фразами о мире и т.д. Но дипломатию не зря называют искусством нюансов. И вот анализ этих самых нюансов и самих переговоров, и заявления Шарля Мишеля не оставляет сомнений: результаты брюссельского раунда Азербайджан с полным основанием может записать себе в актив. Итоговое заявление, с которым выступил председатель Совета ЕС Шарль Мишель, отражает интересы и позицию Азербайджана.
Так, прежде всего, Шарль Мишель в своем заявлении призвал ликвидировать последствия конфликта. То есть по сути дела поддержал ту позицию, которую не раз обозначал президент Азербайджана: конфликт остался в прошлом, настало время смотреть в будущее. Евросоюз однозначно и четко поддержал стремление Азербайджана к заключению полновесного мирного договора с Арменией. А вот ереванские требования по поводу «обсуждения статуса Карабаха» и тем более заявления, будто бы конфликт еще не решён, подберем самый мягкий эпитет, понимания в Европе не нашли.
Не привела встреча в Брюсселе и к «конкуренции посредников», на что, без сомнения, рассчитывали в Ереване. Шарль Мишель в своем заявлении призвал к соблюдению трехсторонних заявлений от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, а также Сочинской встречи 26 ноября 2021 года. Добавим от себя: потерпели крах и надежды Еревана, будто бы после брюссельской встречи будет создана новая «переговорная платформа», которая, как рассчитывали в команде Пашиняна, позволит ей «соскочить» с выполнения условий своей капитуляции. Не получилось и не могло получиться.
Заслуживает внимания и «гуманитарный» блок. Шарль Мишель выступил в поддержку гуманитарного разминирования в Карабахе, что уже представляет собой позитивный месседж: Брюссель, как нетрудно понять, поддерживает процесс разминирования азербайджанских территорий, освобожденных от армянской оккупации, Точно так же выражена поддержка реабилитации людей, пострадавших в результате конфликта, и восстановления азербайджанских территорий. За чем, добавим от себя, читается вполне ясный месседж: Евросоюз полностью принимает тот военно-территориальный расклад, который возник в регионе после победы Азербайджана. А это еще один удар по позициям ереванских реваншистов.
Впервые Евросоюз включил в повестку дня вопрос о без вести пропавших и необходимость прояснения их судьбы. Это еще одна горькая и трагичная страница первой карабахской войны — тогда, напомним, пропали без вести около 4 тысяч человек, и их судьба до сих пор остается не известной. В Армении до последнего времени всячески уходили от обсуждения этого вопроса, прекрасно отдавая себе отчёт, какие военные преступления ереванской верхушки вскроются при его расследовании. Но теперь о без вести пропавших говорят не только в Баку, но и в Брюсселе. Что понятным образом сужает Еревану пространство для манёвра.
Как указывается в заявлении Шарля Мишеля, Евросоюз также выразил готовность оказать консультативную поддержку процесса делимитации и демаркации границ. Что опять-таки полностью соответствует позиции и интересам Азербайджана — наша страна выступает за скорейшее завершение процесса делимитации и демаркации, в то время как в Ереване предостаточно сил, желающих этот процесс затянуть.
И, наконец, Шарль Мишель от имени Евросоюза выразил поддержку созданию и развитию региональной коммуникационной инфраструктуры, включая экономическую и инвестиционную поддержку на основе уважения принципа территориальной целостности и границ. Причем в заявлении особо подчёркивается необходимость восстановления именно железной дороги, что уже самым непосредственным образом указывает на Зангезурский коридор. Наконец, указано, что пограничный и таможенный контроль будет осуществляться на основе принципа взаимности, а это явная отсылка к заявлению президента Азербайджана Ильхама Алиева, прозвучавшего на его совместной пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом: «Что касается правового режима Зангезурского коридора, он должен быть таким же, как и в Лачинском коридоре, потому что в трехстороннем заявлении открыто говорится о том, что Азербайджан обеспечивает безопасность и беспрепятственное сообщение между Карабахом и Арменией, а Армения должна обеспечить такое же беспрепятственное сообщение и безопасность между Азербайджаном и Нахчыванской Автономной Республикой. Таким образом, сегодня в Лачинском коридоре нет таможни. Поэтому ее не должно быть и в Зангезурском коридоре. Если Армения будет настаивать на использовании своих таможенных структур для контроля за грузами и людьми, то мы будем настаивать на том же в Лачинском коридоре. Это логично, и решение должна принять армянская сторона. Мы согласны на оба варианта: либо ни в одном из коридоров не должно быть таможни, либо она должна быть в обоих коридорах».
А это уже не оставляет сомнений, что переговоры в Брюсселе завершились серьёзным дипломатическим успехом Азербайджана. Причем на той площадке, на которую в Ереване возлагали особые надежды. Прозвучавшее по итогам встречи заявление Шарля Мишеля отражает позиции Азербайджана, и это новый —и закономерный — успех дипломатии президента Ильхама Алиева на европейском направлении.
Нурани