«8 ноября войдёт в историю как День Славной Победы. Мы вернулись в Шушу. Шуша — наша! Карабах — это Азербайджан! Поздравляю, Азербайджан! Ты свободна, родная Шуша!» — такую запись в своем Twitter сделал президент Азербайджана, Верховный Главнокомандующий Ильхам Алиев. На улицах Баку — понятное и ожидаемое ликование, с флагами, автомобильными клаксонами и стихийными танцами. Это не просто очередной военный успех. От армянских оккупантов освобождена историческая столица Карабаха, Родина Вагифа и Натаван, Бюльбюля и Узеира Гаджибекова, город, который называли «музыкальной шкатулкой» и «консерваторией Востока».
И в такой ситуации бывает непросто «включить холодную голову» и, постаравшись вынести за скобки историю и символы, попытаться оценить военный, а еще лучше военно-политический смысл того, о чем объявил сегодня Президент и Верховный Главнокомандующий Ильхам Алиев. И не забывать, что военные действия в Карабахе продолжаются. Глава государства в своем обращении напомнил: «Наше победное шествие продолжается. Еще остаются оккупированные земли, еще идут бои. Если руководство Армении не ответит на мои требования, то мы пойдем до конца». А вскоре после обращения Президента и Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева к народу на Ходжавендском направлении азербайджанские БПЛА и штурмовики СУ-25 нанесли воздушные удары по траншеям и укреплениям армянских оккупантов, в результате чего были ликвидированы высокопоставленные офицеры.
Между тем военные эксперты сходятся во мнении: освобождение города Шуша — это не просто исторический символ, но и прежде всего стратегический успех Азербайджанской Армии. Прежде всего, Шуша — это центр Карабаха, его «сердце», и если Азербайджанская Армия не просто вышла к Шуше, а официально объявила об освобождении города — это уже само по себе примечательно. Более того, Шуша —ключевой пункт на трассе Горис-Лачин-Ханкенди, к тому же это господствующая высота, с которой как на ладони Ханкенди и другие населенные пункты, пока еще остающиеся под оккупацией. И, наконец, учитывая географические условия, сам по себе штурм Шуши — это сложнейшая задача с точки зрения военной тактики и стратегии. С учётом того, как готовились к обороне Шуши армянские оккупанты — тем более. И если Азербайджанская Армия эту задачу успешно решила — выводы тут надо сделать самые серьёзные. И не только в чисто военном «прочтении». Освобождение Шуши создаёт новую политическую реальность. Прежние планы урегулирования конфликта и переговорные предложения в стиле «сначала пять районов, потом еще два, потом статус Карабаха, потом вопрос Шуши и Лачина» попросту теряют смысл. Как и представления о военном и политическом раскладе сил в регионе, кстати говоря.
Но пока внятных политических шагов с учётом этой новой реальности от Еревана нет — разве что увольнение очередного главы СНБ Армении Микаела Амбарцумяна, который даже не успел избавиться от приставки «и.о.».
А вот тут можно отвлечься от темы и вспомнить: как утверждают знающие люди, президенту США Ричарду Никсону его спичрайтеры заготовили два варианта речи — на случай успеха первой в истории высадки на Луну и на случай ее провала. Армянские «пиарщики» в течение всех последних дней старательно убеждали аудиторию, что город не «сдадут» ни при какой ситуации, изобретали фейки про «азербайджанских диверсантов, у каждого из которых припасён с собой флаг», что теперь просто не знают, как реагировать на происходящее. И пока пиарщики продолжают свои смехотворные попытки убедить аудиторию, будто бы Армения все еще контролирует Шушу, уже в Ханкенди —настоящая паника. А на дорогах, ведущих в Армению, выстраиваются многокилометровые пробки. Просто потому, что и армянский «пиар», и ереванская политика слишком уж разошлись с реальностью.
Отдел политики