Позавчера в США завершилось голосование, и, хоть уже и опубликованы первые результаты выборов, пока не совсем ясно, останется ли президентом США еще на четыре года республиканец Дональд Трамп или новым главой страны станет бывший вице-президент демократ Джо Байден.
Сотрудник «Минвала» поговорил с экономическим экспертом Натиком Джафарлы и попросил дать оценку происходящей ситуации, и в частности, отметить, как именно президентство Байдена (если, конечно же, он победит) отразится на отношениях США и Азербайджана, особенно в свете того, что Байден уже успел «засветиться» своей положительной риторикой в пользу Армении.
— В США прошли выборы, результаты которых весь мир ждет с нетерпением. Азербайджану важно, как полагают эксперты, чтобы победил Трамп. Какие могут быть прогноз с экономической точки зрения и чем это чревато для Азербайджана?
— Президентские выборы в США определяют по большому счету направление во всей мировой политике. За 4 года правления Трамп отметился очень необычными решениями и нестандартными подходами, было много критики в его адрес, в частности из-за отношений с Китаем, Россией, Ираном, со странами ЕС, были отмечены также и таможенные войны. То есть, Трамп, можно сказать, подчинил мир внутренним интересам американской экономики. Конечно же, многим это не нравилось, так как США всегда играли очень важную роль в мировом правопорядке.
Что касается отношений между США и Азербайджаном в период правления Трампа, то они протекали ровно, это были хорошие, деловые отношения. Америка продолжала поддерживать азербайджанские транснациональные проекты, в том числе TANAP, TAP. С американской стороны, во всяком случае, всегда была политическая поддержка.
Что касается демократов, в том числе и Байдена, то здесь не надо строить всякие негативные предположения, так как все его прения перед выборами – в частности насчет поддержки Армении, обращения к армянскому лобби – это все не более чем предвыборная риторика, так как концепция интересов США в нашем регионе, и на Ближнем Востоке, где очень важную роль играет Турция, после выборов будет более прагматичной, не основанной на тех заявлениях, которые, естественно, азербайджанскому обществу не нравятся, в том числе и выражения в отношении Турции.
Я думаю, что реальная политика совсем другая, и даже если Байден победит на выборах, ничего страшного не случится.
Стоит отметить, что в Конгрессе США уже несколько лет практически без движения лежит законопроект так называемых «санкций из ада», который предполагает, например, запрет на операции в Соединенных Штатах крупнейших российских банков, ограничения на операции с российским долгом и другие меры. Рассмотрение этого законопроекта тормозила администрация Дональда Трампа. Сейчас сложно прогнозировать, даст ли дальнейших ход этому проекту Байден (если, конечно же, он одержит победу). Но при таком раскладе США захотят, чтобы Турция, как член НАТО, и как очень важная региональная держава в нашем регионе, стала союзником, нежели противником. Отношения будут налажены, и параллельно с этим сейчас очень скоординировано ведется внешняя политика Азербайджана и Турции. А потому и по отношению к Азербайджану тоже, скорее всего, будет применен более прагматичный подход, чем был до выборов — вкупе всех сделанных воинственных заявлений, невыгодных ни Азербайджану, ни Турции.
Отмечу один важный момент: не стоит концентрироваться на мысли о «всемогущем армянском лобби». Да, оно есть, оно годами работало, но оно было еще и сильно, потому что мы со всем миром не очень правильно работали, особенно за последние 30 лет. Мы правду о Карабахе, правду о войне, правду об оккупированных Арменией территориях Азербайджана говорили своей аудитории посредством наших каналов. И это была неправильная тактика. За последние 2 месяца Азербайджан одерживает победу не только на фронтах войны, но и на международном информационном фронте, Ильхам Алиев за 40 дней дал 25 интервью влиятельным иностранным изданиям. Команда президента также дает множество интервью и выступает на различных платформах. Все это положительно влияет на восприятие сути конфликта в регионе. В Азербайджан приглашены и международные гуманитарные организации, и правозащитные организации, о приглашении которых мы раньше и не мыслили даже. Сейчас все происходит открыто, прозрачно и может положительно повлиять на отношение администрации Байдена ко всему региону и к Карабахской проблеме, в том числе.
— Отразятся ли результаты выборов в США на курсе доллара?
— На самом деле, сейчас складывается очень интересная ситуация: учитывая то, что у Трампа были очень натянутые отношения с Китаем, азиатские рынки на повышение шансов Байдена стать президентом отреагировали очень позитивно: произошел рост акций, и индекс доллара начал резко расти. Но в остальном мире несколько другая ситуация: на биржах США и Европы сейчас все настроены на ожидание начала юридической борьбы, ибо никто не знает, что предпримут эти два «паука в банке» и сколько времени будут оспаривать в судебном порядке результаты выборов, а этот процесс может затянуться на долгие недели. Поэтому все эти события негативно отражаются на фондовых площадках: доллар начнет слабеть, индексы начнут снижаться. Вот в этом-то и заключается парадокс: азиатская часть мира начала позитивную раскрутку на фоне выборов, а вот американские индексы – кроме индексов технологических компаний, реагируют очень нервно на эту ситуацию. Поэтому, скорее всего, падение цены доллара и долларового индекса вполне ожидаемо в первое время. Но падение навряд ли будет катастрофическим. Сегодня индекс доллара по отношению к другим валютам мира – на уровне 92-го пункта, то может упасть на 91-90 пункт, а это не так уж и много. Кроме того, тенденция роста индекса доллара замечена в России, в Турции и еще в некоторых странах мира. Плюс пандемия, во время которой очень сложно давать прогнозы, доллар в любом случае становится тихой гаванью для инвесторов, которые стараются хранить свои сбережения именно в долларовом эквиваленте. А потому я думаю, не имеет значения, кто победит на выборах. Изначально маленькие колебания могут быть, а в целом положение доллара будет усиливаться в ближайшие месяцы.
— В последние месяцы замечен резкий рост падения лиры. С чем это связано?
— Да, лира упала больше чем на 30%, это самое большое падение за последние 19-20 лет, в последний раз такое было во время финансового кризиса в 2001 году. Нынешнее падение связано с экономическими нюансами, да и с политическими тоже, потому что на данный момент очень сильно обострение отношений между странами ЕС и Турцией, инвесторы боятся, что политический кризис может перейти в более серьезную фазу и поэтому свои финансовые активы из Турции вывозят, а так как в Турции либеральная экономика, никаких запретов на передвижение средств нет, в принципе так и должно быть. И поэтому лира перешла в режим свободного падения. Есть еще и внутренние проблемы: Турция всегда очень сильно зависела от туризма, благо она всегда входила в первую пятерку самых посещаемых стран мира и еще в начале этого года туристы потратили в Турции 39-40 миллиардов долларов. Сейчас туристический поток упал на 75%, а в конце 2020-го года он упадет до 80%. Нет туристов – нет валюты, что тоже способствует созданию дисбаланса, особенно на рынке наличной валюты и резко снизило ипотечные кредиты. Все это привело к обрушению лиры.
Беседовала Яна Мадатова