Верхушка армянской диаспоры в США оказалась в центре очередного громкого скандала. Как отметил в своем Twitter помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, «мы решительно осуждаем нападки и угрозы радикальных, шовинистических армянских лоббистских группировок США в адрес газеты The New York Times, как это было во Франции в отношении редакции TF1». По его словам, «это — попытка задушить свободу слова и независимые СМИ. Мы также можем не согласиться с некоторыми моментами репортажа, но проявляем уважение к их работе».
Напомним, о чем речь. The New York Times 27 октября опубликовала статью своего стамбульского корреспондента Карлотты Галл. Назвать статьи «проазербайджанскими» было бы большой натяжкой. Но журналистка опубликовала фотографии домов в Гяндже, разрушенных в результате армянского ракетного удара. А еще взяла интервью у Хикмета Гаджиева, который напомнил, что «последний гвоздь в крышку гроба» переговорного процесса в Карабахе забил Никол Пашинян своими заявлениями в стиле «Карабах — это Армения». Для равновесия, газета опубликовала и репортаж из оккупированного Карабаха, где, по словам журналиста, «царят смерть и отчаяние».
И вот это очень не понравилось активистам армянской диаспоры в США. Которые отправились пикетировать редакционный офис с требованиями провести расследование в отношении журналистки, немедленно опровергнуть ее статьи и т.д. Причем все сопровождалось весьма недвусмысленными угрозами.
Это уже не первый такого рода прецедент. Можно вспомнить, как армянские активисты устраивали травлю с угрозами «отрезать голову» журналистке французского телеканала TF1, посмевшей рассказать в своем репортаже что-то такое, что не понравилось «защитникам армянского дела», еще раньше травли подверглись журналисты «Либерасьон»…
Здесь, пожалуй, стоит учесть некоторые особенности. В Армении не просто рассчитывали на симпатии мировой общественности — там на полном серьезе рассчитывали конвертировать эти «симпатии» в реальную военную поддержку. И теперь, когда Азербайджанская Армия уверенно наступает, в Армении начинают понимать, что проигрывают еще и информационную войну — в мире, увы и ах, говорят и о ракетных ударах по Гяндже, об обстрелах Барды и Тертера, и о том, что ответственность за срыв переговоров несёт вообще-то Армения. Что и вызывает у нынешнего армянского истэблишмента реакцию, которая на бытовом уровне именуется «на стенку лезут и по потолку бегают». Особенно с учётом общего культурного уровня этого самого истэблишмента. И в результате пытаются ни много ни мало устроить цензуру уже не только собственных, но и мировых СМИ.
Только вот вся эта кампания угроз и давления только лишний раз демонстрирует, какие в действительности в армянской среде существуют представления о «свободе слова» и прочих демократических ценностях. Если, конечно, на этот счёт еще у кого-то оставались сомнения после нападений на посольства Азербайджана и на демонстрантов в ходе массовых акций летом нынешнего года, в ответ на армянские вооружённые провокации на Товузском направлении.
А тогда уже не остается сомнений, что после нынешней кампании давления и угроз в адрес журналистов выводы могут быть сделаны в тех странах и уж по крайней мере в тех редакциях, которые на собственном примере испытали национальные особенности политической цензуры.
Нурани, политический обозреватель