В Армении, как того и следовало ожидать, самым внимательным образом отслеживают международную реакцию на собственную провокацию на границе с Азербайджаном, в том числе, вернее, прежде всего малейшие нюансы реакции России и Турции. И, отметив в очередной раз, что на недавних переговорах президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана бои на границе Азербайджана и Армении среди обсуждаемых тем так и не были обозначены, иреванские эксперты, близкие к команде Пашиняна, глубокомысленно изрекают: означает ли это, что Россия отрекается от договоров с Турцией, столетие которых наступает уже в следующем году?
Здесь сошлось сразу несколько векторов армянских политических иллюзий. Русско-турецкие договора, о которых идет речь — Карсский и Московский — не просто определили статус Нахчывана и нынешнюю конфигурацию границы Турции сначала с СССР, а теперь — с Грузией, Арменией и Азерайджаном. Они еще и похоронили армянские мечты о захвате шести восточноанатолийских вилайетов и создании на этих землях «Западной Армении». В результате в армянской околополитической «тусовке» при каждом удобном случае клеймят «сговор большевиков с кемалистами» и «предательство армян», будто бы совершенное Россией. И не просто клеймят — здесь убеждены, что договоры эти еще можно «денонсировать», «перечеркнуть» и т.д. Более того, здесь убеждены, что договоры эти будто бы заключены на 100 лет, а так как близится столетняя годовщина их подписания, то еще немного — и «армянская мечта» о Восточной Анатолии вместе с Нахчываном станет реальностью.
Здесь, правда, нелишне напомнить иреванским экспертам: у них уже был повод проверить свою «политическую нумерологию» в деле. Опытные наблюдатели помнят, какие надежды возлагались в Армении на 1009-летнюю годовщину мифического «геноцида армян». Здесь ни на секунду не сомневались, что «круглая дата» перевернет мировую политику в этом вопросе, США, Великобритания и другие страны, которые доселе отказывались признать события 1015 года «геноцидом», тут же пересмотрят свою позицию и тут же примутся за «преодоление последствий геноцида». С замиранием сердца ждали 24 апреля 2015 года…и все задуманное шоу закончилось ничем. После 24 апреля наступило 25, завяли протокольные цветочки, возложенные к монументу на горе Цицернакаберд, разъехались гости, поистрепались бумажные незабудки, которые прикалывали к лацканам пиджаков. И все. И нетрудно догадаться, что столетие российско-турецких договоров тоже закончится ничем — границы Азербайджана и Турции признаны ООН, они подтверждены во множестве документов, Турция — член НАТО…
Но в Иреване этого всего предпочитают не видеть. Более того, здесь уверены, что денонсировать договоры должна не сама Армения, а Россия. Такое вот обозначение «цены лояльности» со стороны «форпоста».
А теперь — невидимая сторона. Да, подписывала Карсский и Московский договоры Россия, и именно она — правопреемник СССР, но очерченная ими граница России более не принадлежит. Даже если на армянском ее участке стоят российские «погранцы». У Москвы — свои отношения с Анкарой, свои планы на турецком направлении, и большая война с Турцией, а значит, и со всем блоком НАТО за «армянскую мечту» в них вряд ли входит. Многочисленные встречи Путина и Эрдогана, на одной из которых в качестве памятного подарка упоминалась историческая фотография подписания тех самых договоров — тем более весомая информация к размышлению. Словом, предостаточно сигналов, «перевод» которых с дипломатического гласит: «Друзья, успокойтесь, Россия воевать за Восточную Анатолию для Армении с Турцией не будет». И тем более Москва не несет никакой формальной ответственности за иреванское затянувшееся плаксивое шоу. Только вот статус Армении как послушного форпоста России, российская военная база близ турецкой территории, российские пограничники на армянских границах — все это, скажем так, смещает акценты. И заставляет озвучивать вопрос: удастся ли России обнулить последствия иреванского шоу для себя?
Нурани, политический обозреватель